Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Нет дыма без огня

Каждый ритейлер сталкивается с необходимостью оборудования своего магазина противопожарной системой. Но ни для кого не секрет, что должным образом оснащают свои предприятия далеко не все ювелирные магазины. Камнем преткновения являются большие затраты на ее закупку, установку и содержание. Усугубляет ситуацию и то, что владелец магазина не видит прямой выгоды от использования противопожарного оборудования, а значит, и не имеет стимула его устанавливать.

Закону вопреки

Отношения между розничными торговцами и проверяющими органами никогда не отличались особой теплотой. Между собой, в приватном общении, ритейлеры называют их не иначе как «кормушкой». Подобное мнение не раз приходилось слышать и об органах пожарного надзора: улаживать отношения с «пожарными» — дело дорогостоящее и хлопотное. Трудности, возникающие при организации комплекса противопожарной безопасности в магазине, побуждают торговцев искать более легкие пути. И порой ритейлеры ухитряются улаживать «формальности» в несколько раз дешевле той суммы, которая выходила бы при правильной организации.

Не удивительно, что готовность ювелирных магазинов к непредвиденной случайности в виде пожара зачастую находится в весьма плачевном состоянии. Согласно строительным нормам, каждое предприятие торговли должно оборудоваться пожарной сигнализацией, а магазины, расположенные на больших площадях, еще и системой пожаротушения. На деле ситуация совершенно иная. «Пожарную сигнализацию устанавливают около 90 процентов всех магазинов (вместо положенных 100). В исправности она находится только у 40 процентов, - рассказывает Антон Иванов, коммерческий директор компании «Инфобанк». - Что касается пожаротушения, то около 30 процентов ритейлеров (и это уже достижение!) оборудовали свое торговое предприятие согласно всем нормам. Остальные 70 постарались избежать затрат, связанных с оснащением и содержанием в магазине этой системы».

Впрочем, в последние годы наблюдаются изменения в лучшую сторону. Торговцы стали относиться более серьезно к оборудованию торговых площадей противопожарной техникой. Поводом к этому послужило не столько беспокойство владельцев о сохранности собственного имущества, сколько забота о репутации магазина. В первую очередь стараются не упасть в грязь лицом магазины, ориентированные на состоятельного клиента. И ювелирные салоны — из их числа. Согласитесь, трудно представить, если какая-нибудь крупная ювелирная сеть будет опечатана пожарной службой в результате грубого нарушения норм противопожарной безопасности (а такое случалось даже в истории торговых центров).

Безопасность по правилам

Требуемые нормы пожарной безопасности необходимо учитывать еще до оборудования ювелирного магазина. Конструкция будущего магазина (количество эвакуационных дверей, ширина лестницы и т.д.) должна соответствовать требованиям, предъявляемым органами пожарного надзора (те в свою очередь руководствуются СНиПами — строительными нормами и правилами). В зависимости от площади торговых залов магазин оборудуется системой сигнализации и пожаротушения. Если площадь магазина не превышает 3,5 тыс. кв. метров, то торговые залы оснащаются только пожарной сигнализацией, а если площадь здания больше, то необходима еще и система пожаротушения. В магазинах, расположенных под землей, пожаротушение устанавливается, начиная с площади 200 кв. метров. К счастью, зачастую площадь ювелирного магазина не превышает обозначенного рубежа, а значит и затраты на организацию противопожарной системы будут в несколько раз меньше.

Решение проблем

Чтобы оборудовать магазин противопожарными системами, ювелирные компании обращаются к специализированным фирмам. Самые предусмотрительные выбирают для сотрудничества организацию, которая не только устанавливает сигнализацию и пожаротушение, но и сама согласует ее с пожарной инспекцией. А разногласия торговца с представителями пожнадзора зачастую начинают возникать еще на стадии сдачи проекта. Типичны случаи, когда из-за какой-нибудь «мелочи», например отсутствия датчика в отгороженном помещении обменного пункта, расположенного внутри магазина, приходится перепроектировать часть пожарной сигнализации, затрачивая дополнительное время и деньги.

Некоторые ритейлеры находят еще более простой выход — поручают проектирование и проведение всех систем (а их более 40), необходимых для функционирования магазина, одной фирме. Владельцу ювелирного магазина значительно выгоднее сотрудничать с одной компанией, специализирующейся на послойном проектировании всех систем. Такой подход обходится дешевле и помогает избежать проблем, связанных с разобщенностью организаций. Например, фирмы, специализирующиеся на освещении, при проектировании размещают светильник в центре потолка. Туда же пожарные рекомендуют помещать датчик сигнализации, а охранные фирмы — датчики движения. Не исключено также, что в этом месте окажутся и элементы систем вентиляции и кондиционирования. И чтобы найти компромисс, организациям приходится менять первоначальный проект, а иногда делать повторный монтаж.

Система по частям

Одна из самых распространенных причин непотушенных пожаров — неисправные датчики пожарной сигнализации. У большинства людей представление о том, как работает эта система, складывается под влиянием американских боевиков. Любимые американскими зрителями сцены взрывов и пожаров неизменно заканчиваются оглушительным воем пожарной сирены, вслед за которой автоматически разбрызгивается вода. Однако вой сирены — это лишь внешний атрибут пожара, для магазина совсем необязательный.

Любая сигнализация, в том числе и пожарная, состоит из извещателей и приемной станции. В магазинах, как правило, устанавливаются извещатели двух типов — тепловые и дымовые. В торговых залах ювелирных магазинов принято устанавливать дымовые датчики, сигнализирующие о наличии дыма в помещении. «Качественные датчики (а не те, что по 30 копеек за ведро, российского производства) уверенно различают сигаретный дым от дыма, возникающего при пожаре, поскольку продукты горения, содержащиеся в дыме, отличаются. Чтобы загнать такой датчик в режим тревоги сигаретным дымом, нужно собрать не менее 10 курящих человек в душевой кабинке», - говорит Антон Иванов.

Стандартное место для размещения датчиков — потолок. Но из-за того, что большинство магазинов устанавливают подвесные потолки, извещатели приходится дублировать. Часть их «вешается» снаружи и контролирует помещение торговых залов, а часть располагается за фальшпотолком на случай возгорания кабельных каналов. В зависимости от модели один датчик устанавливается на 65 — 120 кв. метров. Каждый квадратный метр действующей пожарной сигнализации обходится магазину примерно в 8 долларов - с учетом проектирования, монтажа, сдачи системы в эксплуатацию и стоимости оборудования.

Чтобы сигнализация функционировала исправно, необходимо регулярно проводить профилактические работы. Обслуживание сигнализации обходится ритейлеру в сумму около 100 долларов в месяц. Компании, которые осуществляют подобный сервис, найти несложно. Подобные услуги предлагают и организации при пожарной инспекции. Для них этот бизнес даже более выгоден, чем установка самой сигнализации. «Лучше всего эксплуатировать оборудование российского производства, — говорит Юрий Жигалко главный инженер компании «Охранно-пожарная автоматика». — По качеству оно не хуже импортного, а трудностей в процессе эксплуатации возникает меньше. В недавнем прошлом, когда была мода на все иностранное, многие организации закупили импортные сигнализации. Сейчас их обслуживание стоит компаниям намного дороже, чем российские аналоги. По многим вопросам, связанным с профилактикой сигнализации (чистка извещателей, аппаратуры, проводных связей, замер ряда параметров), им приходится обращаться к европейским специалистам». Впрочем, так было до недавнего времени, сейчас все солидные зарубежные поставщики имеют обученных официальных партнеров в России, которые в состоянии осуществить любое обслуживание и диагностику за разумные деньги. Облегчить техническое обслуживание сигнализации могут датчики, снабженные встроенными имитаторами срабатывания. Если к корпусу такого извещателя поднести магнит, то он активизируется, передавая сигнал о пожаре на пульт.

При срабатывании хотя бы одного датчика на пульт дежурного мгновенно поступает сигнал тревоги. Иногда может включаться звуковое оповещение, но большинство ювелирных ритейлеров считают, что нет необходимости пугать посетителей магазина воем сирены. Узнав о возгорании, персонал магазина действует в зависимости от ситуации. Как правило, пожарные рекомендуют сначала осмотреть место возгорания, а затем либо потушить огонь самим (например, если загорелась урна), либо вызвать пожарных, если очаг большой. Не всегда сотрудники магазина действуют по правилам, чаще всего начинают паниковать и звонить в пожарную охрану. «Впрочем, лучше заплатить штраф за ложный вызов (около 1,5 тыс. рублей), чем серьезно пострадать от пожара», - считает Антон Иванов. Солидные организации и вовсе выводят сигнализацию на пульт пожарной охраны, но такая услуга обходится им недешево.

Понятие «пожарная безопасность магазина» подразумевает не только установку сигнализации, системы пожаротушения и развешивание огнетушителей. В зависимости от площади магазина, они подбираются нужного объема. Постепенно уходят в прошлое пенные огнетушители, их заменяют углекислотные. Преимущество последнего - в том, что его можно использовать несколько раз, например потушить пепельницу и убрать до следующего случая, к тому же, в отличие от пенного, им можно тушить электропроводку.

Для того, чтобы обеспечить безопасность по всем правилам, необходимо также интегрировать пожарную сигнализацию с вентиляцией, кондиционированием, чтобы в случае пожара ограничить доступ воздуха в помещение.

Хотя случаи возгорания в магазинах единичны, а вероятность того, что из-за неосторожного обращения с огнем пострадает именно ваш магазин, ничтожно мала, ритейлерам не однажды приходилось жалеть о неисправностях в системе пожарной сигнализации и пожаротушения. Убытки от пожара порой исчисляются миллионами долларов. А это еще один весомый аргумент в пользу установки пожарной сигнализации.

Ольга Сальникова

«Ювелирный магазин» № 1, 2004-2005г.

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru