Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Лицо без изъянов

Маркетинг внутри магазина - важная составляющая стратегии развития ювелирного магазина. Безусловно, одним из условий успешности и привлекательности магазина среди клиентов является профессионально подготовленный персонал. От того, как будет выглядеть и общаться с покупателями обслуживающий персонал, зависит атмосфера, складывающаяся в ювелирном магазинею. Стильная униформа, в которую владельцы салонов одевают своих сотрудников, - это не только часть фирменного стиля и эффективный способ привлечения покупателей, но и показатель успешности магазина.

Давно прошли времена белых халатов и шапочек, характерных для была яркой и сильно бросалась в глаза, отпугивая покупателей. Но брэндовых большинства советских магазинов. С образованием брэндов появилась и корпоративная одежда для персонала. Сначала она казалась чем-то иностранным, магазинов появлялось все больше, образовывались сети, и постепенно корпоративная униформа становилась неотъемлемым атрибутом торговли.

Как показывает практика, разработать свой фирменный стиль в одежде не так просто. Не случайно некоторые крупные брэнды обращаются за консультациями к западным компаниям, специализирующимся на разработке дизайна униформы. Должное внимание профессиональной одежде уделяют и известные модельеры. Например, Вячеслав Зайцев начал свое восхождение на небосклон высокой моды именно с разработки коллекции спецодежды. И сейчас, отдавая дань моде в профессиональной одежде, он проводит ежегодную, уже ставшую традиционной выставку «Телогрейка». Такое внимание к корпоративной одежде вполне оправдано, поскольку, в отличие от обычной одежды, корпоративная униформа работает на создание имиджа не только одного человека, но и всего торгового предприятия. Доброжелательно настроенный продавец, одетый в стильную униформу создает настроение магазину и привлекает дополнительных покупателей.

Разработка стиля

Обычно корпоративная одежда появляется одновременно с брэндом ювелирного магазина. Более того, зачастую ее разработкой занимаются те же компании, которые формируют фирменный стиль всей компании. Как показывает практика, по-настоящему профессионально к одежде для персонала подходят лишь немногие разработчики. Например, владелец одной из крупных сетей рассказывает, что когда они обратились к некой рекламной компании за подобной услугой, то качественных услуг не получили. Зачастую рекламные компании предлагают эскизы, которые они не разрабатывают сами, а попросту берут из Интернета или каких-либо каталогов. А между тем одежда — это лицо магазина, в котором недопустимы какие-либо изъяны. И модели приходится долго дорабатывать, приводя в более совершенный вид.

Ювелирные ритейлеры с опытом зачастую поступают таким образом: создают оперативную группу из своих сотрудников, которые проводят опрос среди продавцов магазинов сети, отбирают пробные, пилотные эскизы, шьют по ним экспериментальные модели, одевают сотрудника и смотрят, что получилось. Таким образом, после долгих размышлений и споров рождается оптимальный вариант униформы.

Однако для любого ювелирного магазина, а тем более сети магазинов, значительно проще обратиться к специализированной компании-разработчику корпоративной одежды. Вот только профессионала на этом рынке найти достаточно сложно. Одним из показателей профессионализма рекламных компаний, предлагающих свои услуги по разработке корпоративной одежды, является профессиональная принадлежность разработчиков. Кроме маркетолога заниматься рабочим имиджем сотрудников должны психологи и опытные модельеры.

Модельеры стараются подобрать такой дизайн униформы, чтобы сотрудник в ней выглядел скромно, но был заметен для покупателя. В дизайне рабочей одежды, в целях саморекламы, используются фирменные цвета магазина. Причем для разных категорий персонала желательно разработать свою модель одежды, которая отражала бы специфику работы сотрудника и соответствовала его рангу. «Для персонала, надевать одежду в соответствии с положением на служебной лестнице — это дополнительный стимул карьерного роста для низшего звена и ощущение чувства личностной ценности у высшего», - говорит Татьяна Аржакаева, психолог.

Своя специфика есть в одежде кассира, продавца, администратора зала, персонала низшего звена.

Чаще всего форма продавцов и кассиров ювелирного магазина отличается лишь формально, их одежда в большинстве случаев носит лишь эстетический и рекламный характер. При моделировании дизайна одежды для кассиров важная деталь — карманы. Если в костюмах остального персонала они предусмотрены, то у сотрудников, имеющих дело с наличными деньгами, эта деталь одежды по понятным причинам отсутствует.

Для администраторов торгового зала, как правило, разрабатывается более строгий костюм, отличающийся своим цветовым оттенком.

Для младшего персонала — уборщиц, в качестве рабочей одежды подойдет халат или фартук, который надевается поверх верхней одежды.

Какую форму будет носить персонал штата охраны, зависит от структуры самого ювелирного магазина. Если торговое предприятие пользуется услугами частного охранного агентства, то сотрудники службы безопасности уже имеют свой стандарт, согласованный с органами внутренних дел, и ритейлеру не надо заботиться о пошиве рабочей одежды для охраны. Но если при магазине организован свой ЧОП, то руководству придется не только выбирать для них более подходящий фасон одежды, но и утверждать новую форму в милиции. Правда, многие торговцы выбирают более простой путь — нанимают охрану, но документально оформляют сотрудников на должность, например, администраторов торгового зала. В этом случае магазин сам может выбрать одежду для своего сотрудника, который фактически выполняет функции охранника.

Подход к выбору униформы для персонала службы безопасности очень разный и часто зависит от позиционирования магазина. Одни ритейлеры стремятся, чтобы охрана была более заметной, и предпочитают, чтобы сотрудники носили одежду, которая тем или иным способом сигнализировала бы об их роли в магазине. Другие, наоборот, хотят, чтобы сотрудники службы охраны были как можно менее заметны и иногда даже предпочитают, чтобы персонал этой категории носил «штатское».

Пошив

Но даже когда оптимальный фасон будет выбран, найти фирму, выполняющую заказы на достаточно высоком уровне совсем непросто. Не случайно некоторые солидные компании, например гостиница «Националь», шьют одежду для своих сотрудников в западных ателье, более доверяя европейскому качеству.

До недавнего времени на российском рынке не было специализированных швейных компаний, предлагающих услуги по пошиву одежды для персонала. И ритейлеры, желающие одеть своих сотрудников по корпоративным стандартам, вынуждены были обращаться либо в ателье, либо на фабрику. Зачастую ювелирных ритейлеров не удовлетворяет ни то, ни другое: у первых кусается цена, а у вторых - нередко хромает качество. Цена пошива одного комплекта униформы в ателье, как правило, в 2 — 3 раза дороже, чем на фабрике. А если в компании работает несколько десятков сотрудников, то обращаться в ателье будет слишком накладно. Хотя если у ювелирной компании всего 2 — 3 магазина, то затраты на пошив униформы в ателье будут вполне оправданы.

Не устраивает ювелирных торговцев и фабричный пошив. Швейному заводу сложно подходить индивидуально к производству корпоративной одежды, поэтому они выпускают униформу по шкале стандартных размеров. Однако не все сотрудники могут носить одежду обычных размеров, наверняка в компании есть и очень маленькие или, наоборот, очень большие люди, для них приходится дошивать индивидуально. К тому же типовые размеры не всегда сидят «как влитые», а зачастую смотрятся мешковато и даже нелепо, что не преминут отметить и персонал, которому предстоит носить корпоративный костюм, и покупатели. Небольшие швейные фирмы, предлагающие свои услуги по пошиву корпоративной одежды, стали появляться только недавно. И сразу же оказались востребованными. «Не успели мы заявить о себе на практически пустующем рынке, как на нас посыпалось множество заказов, — рассказывает сотрудник компании «Звезда Руси». — В услугах по пошиву униформы нуждались даже такие крупные компании, как «Детский мир», «ГУМ», «Пальмира», «Гермес-центр», что уж говорить о множестве ювелирных магазинов».

Сейчас на рынке корпоративной одежды начинают заявлять о себе новые компании, но игроков пока так мало, что их нехватка ощущается даже на московском рынке, не говоря уже о рынке региональном. Специализированные швейные компании, как правило, стараются предлагать более низкую по сравнению с ателье цену и индивидуальный подход к пошиву каждого комплекта одежды. Небольшие фабрики обычно не шьют по шаблонам. Даже для крупных сетей одежда шьется под размер каждого сотрудника, причем портные выезжают к заказчику, обмеряют весь персонал, приводят их размеры в соответствие со стандартной шкалой размеров и ростов, учитывают все нестандартные параметры и, исходя из этого, выполняют заказ. Начинающие, не имеющие опыта компании, часто совершают одну и ту же ошибку: они спрашивают сотрудников об их размере. Но сам сотрудник зачастую не знает, какой размер он носит, и называет один, например, 48-й. На поверку оказывается, что он уже давно носит другой — 50-й. Особенно часто ошибаются мужчины. И одежду приходится перешивать.

Сегодня компании только начинают выходить на этот рынок, стремясь заполучить как можно больше клиентов. Через 2 — 3 года, когда рынок будет поделен, более конкурентоспособными окажутся те предприятия, которые помимо пошива смогут предложить еще ряд услуг по разработке модели одежды.

Недостатки каждого вида одежды проявляются уже в процессе носки. Зачастую выбранные модели униформы, приходится по каким либо причинам дорабатывать. Например, рубашки, которые были выбраны первоначально, оказываются узкими в плечах, а поэтому не очень удобными для работы.

В зависимости от того, кем выполняется заказ по пошиву одежды, сколько уходит ткани и какого она качества, зависит и цена изделия. Цена строгого костюма, который зачастую предпочитают заказывать для своего персонала ювелирные ритейлеры, может доходить и до трех тысяч рублей. Большие суммы предприятие тратить не решается.

Принципиально иного подхода придерживаются магазины в обеспечении одеждой сотрудников службы безопасности. Если торговое предприятие сотрудничает с ЧОПом, то охранников обеспечивает формой непосредственно само агентство. А точнее, ЧОП одевает охранника, а затем вычитает стоимость униформы из его заработной платы.

При выборе одежды для персонала ювелирного магазина в первую очередь нужно руководствоваться спецификой его товара. Чем дороже ювелирные изделия и чем больше ассортимент магазина, тем богаче покупателе, тем строже и изысканнее должны быть одеты продавцы. Именно эта причина побуждает разработчиков выбирать нестандартные, оригинальные модели одежды.

Зачастую строгий деловой костюм навязывают своим сотрудникам ювелирные магазины, рассчитанные на состоятельного покупателя. В глазах клиента строгий костюм должен говорить о солидности компании. Однако подобная деловитость иногда может насторожить покупателя, показаться слишком бюрократичной. Поэтому психологи не рекомендуют слишком увлекаться строгими костюмами и как можно чаще, хотя бы раз в год, менять униформу или вносить в нее что-то новое, чтобы избежать ощущения рутинности. Для магазина перемена стиля иногда жизненно необходима, чтобы поддержать имидж компании. Ведь, с точки зрения клиента, если магазин тратит средства на покупку новой одежды для сотрудников и имеет возможность менять имидж, значит компания стабильно развивается и ей можно доверять. Покупатель, видя, что персонал обрел новое лицо, проникается еще большим доверием к магазину.

Ольга Сальникова

«Ювелирный магазин» №1, 2004-2005г.

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru