Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

«Подходящие кадры» — ваш основной ресурс.

Часть 1. О ключевой фигуре — продавце

Тренер-партнер компании «6 КАРАТ»
Директор проекта «Дизайн посттренинга»

«Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей»
Китайская пословица

Нам известно с детских лет, что повторение — мать учения. Думаю, что прежде чем перейти к теме данной статьи, уместно еще раз напомнить об основных направлениях работы с персоналом. Для этого каждый читатель может самостоятельно ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

Анкета

Проведение некоторой ревизии состояния дел по управлению персоналом в компании или магазине, надеюсь, будет полезно руководителю любого уровня. Упомяну еще об одной возможности работы с анкетой. После заполнения анкет всеми руководителями проводится их обработка, выделяются важные для компании проблемы. Вопросы, требующие дальнейшего обсуждения и принятия решения, могут стать темой очередного совещания или, например, дискуссии в форме «круглого стола». Предположим, что в организации с малой численностью нет службы управления персоналом. Функции подбора, вознаграждения, оценки, обучения и др. частично или полностью выполняют в этом случае руководители. Если же организация пренебрегает этими функциями, то ее ожидает крах, как было замечено в первой статье цикла.

Функцию подбора, найма и адаптации персонала большинство специалистов считают ключевой в системе работы с персоналом. Отсутствие кадров, также как и их переизбыток мешают нормальной работе организации, магазина. Но даже полностью укомплектованный штат не является гарантией успешной работы. Важно, чтобы кадры были подходящие. Речь идет о том, что нет универсально «хороших» и «плохих» кандидатов — есть те, кто ПОДХОДИТ для данной организации и данной работы, и те, кто НЕ ПОДХОДИТ.

Остановимся на ключевой фигуре процесса торговли — продавце. Именно он является посредником между производителями ювелирных изделий и покупателями. И от того, кому вы доверите контакт с клиентом зависит очень и очень многое.

Какого продавца хочет видеть современный покупатель? Изменился ли за последние годы потребитель? Каждый ли может работать продавцом? Отличаются ли требования к подбору кандидатов на должность продавец для работы в большом ювелирном магазине или ювелирном бутике?

Во-первых, о клиенте. Обычно выделяют 8 основных показателей имиджа магазина у клиентов: радушие персонала, чистота магазина, наполненность торгового зала товаром, цена и ценники, качество товаров и услуг, забота о клиенте, безопасность в магазине, профессиональное совершенствование.

Аналитики, исследующие тенденции развития рынков и эволюцию предпочтений потребителей (с точки зрения ожиданий от рынка) выделяют четыре характерных этапа:

1 этап

70-ые годы

преобладают требования к характеристикам продуктов

2 этап

80-ые годы

требования к продукту и сервисным услугам

3 этап

90-ые годы

требования формулируются в терминах “результата” (комфорт, удобство, надежность, быстрота и пр.)

4 этап

с 2000 года

требования/ожидание диалога

Это означает, что современный покупатель кроме высокого качества товара, быстроты и удобства совершения покупки ждет внимания к своим потребностям и надеется на диалог в месте продажи. Диалог определяется в толковом словаре русского языка, как разговор между двумя или несколькими лицами. Задумайтесь, каждый ли из продавцов вашей компании, вашего магазина умеет вести диалог? И не просто поддержать разговор о погоде — природе, а доступно, ярко рассказать о достоинствах ювелирного изделия, умело выявить потребность покупателя и ненавязчиво убедить его сделать покупку? При этом помнить и верить таким, например, убеждениям, которые приняты в легендарной торговой компании L.L.Bean (США):

  • Клиент не зависит от нас… мы зависим от него.
  • Клиент не является некой помехой нашей работе… он является ее целью. Мы не оказываем благосклонность, обслуживая его… клиент делает нам одолжение, предоставляя удобный случай предоставить ему услугу.
  • Клиент — это не тот, с кем нужно спорить или острить. Никто никогда не выигрывал спор с клиентом.
  • Клиент — это тот человек, который приносит нам свои желания. Наша работа состоит в том, чтобы выполнить их с выгодой для него и для нас самих.

Наблюдая происходящие изменения в российской торговле, нельзя не отметить, что постепенно меняется отношение в обществе к профессии «продавец» и значительно изменились сами представители данной профессии.

Профессиограмма должности «продавец» включает семь разделов, остановимся на выдержках из некоторых:

  1. Общая характеристика профессии . Рекламирует товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. …Проверяет наименование, количество, комплектность, цены, соответствие маркировки, ярлыки изготовителя, наличие пломб. Оформляет прилавочные витрины. Может работать за кассовым аппаратом… Неблагоприятные факторы труда связаны с эмоциональной насыщенностью деятельности… Рабочая поза — стоя.
  2. Требования к индивидуальным особенностям . Устойчивость внимания, хорошая долговременная и оперативная память, арифметические способности, глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета, четкая дикция. Должен быть эмоционально устойчивым, наблюдательным, общительным, честным.
  3. Медицинские противопоказания . Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха на оба уха, являющимся бактерионосителями; болезнями сердечно-сосудистой системы, если работа требует большого физического напряжения.
  4. Требования к профессиональной подготовке . Необходима хорошая подготовка по математике, а также в зависимости от специализации по другим предметам, знания в области товароведения. Должен знать правила торговли товарами определенной группы, их ассортимент, назначение, способы использования и ухода за ними, требования, предъявляемые к качеству товара. Должен уметь получать товары со склада,… помогать покупателю в выборе товара, …оформлять витрины,…изучать покупательский спрос.

Кроме достаточно серьезного перечня медицинских противопоказаний, следует всегда при приеме на работу обращать внимание на две составляющие: личностные и профессиональные качества претендента на вакансию «продавец». Знания, умения и навыки в профессиональной области можно развивать и развить (правда, все-таки не у всех). Индивидуально - личностные характеристики во многом определяются наследственностью, средой обитания, устоявшимися моральными ценностями и работать над их изменением крайне сложно. Из литературы нам известен яркий пример превращения простой уличной продавщицы цветов в потенциальную владелицу цветочного салона, созданный фантазией Бернарда Шоу. Бизнес - организации, как правило, этим не занимаются. Это означает, что, беря на работу продавца ювелирного магазина с плохой дикцией, безграмотной, скудной речью, вы заранее снижаете продажи магазина. Приняв на работу нечестного продавца, вы можете понести значительные убытки.

С чего же стоит начать, чтобы обеспечить свой магазин ПОДХОДЯЩИМИ именно данной компании кадрами?

Начинать следует с правильной постановки задачи на поиск, с разработки профиля должности. Профиль — это описание компетенций, опыта , а также анкетных данных , необходимых для выполнения данной работы в данной организации. Компетенции подразумевают как индивидуально-личностные характеристики (например, стрессоустойчивость, умение убеждать, хорошая грамотная речь, гибкость в обращении с людьми, доброжелательность, аккуратность), так и навыки (например, знание техники продаж, основ товароведения, организации процесса торговли, умение выкладывать товар, оформлять витрины).

При составлении профиля учитываются два основных положения:

  1. Особенности корпоративной культуры.
  2. Особенности выполняемой работы и среды, в которой она выполняется.

Ожидания от нового сотрудника в соответствии с корпоративной культурой организации, а также соответствие ценностей и взглядов сотрудника ценностям и взглядам компании являются наиболее важными при составлении профиля. В профиле могут быть отражены следующие вопросы, связанные с корпоративными ценностями и нормами:

  • предполагаемые отношения в коллективе, действия в конфликте, отношение к работе в команде;
  • какие ценности считает наиболее важными;
  • каким образом и в каком направлении кандидат планирует дальше развиваться;
  • предпочтения к организации рабочих отношений, в каких условиях наиболее эффективен;
  • при каком стиле руководства сотрудник наиболее эффективен и многое другое.

Выделяют несколько общих правил составления профиля.

Правило первое : каждая компетенция должна быть сформулирована предельно конкретно.
Правило второе : в профиле должны быть четко расставлены приоритеты.
Правило третье : каждая компетенция, указанная в профиле должна иметь свой «измеритель».

В соответствии с первым правилом вместо формулировки «коммуникативные навыки» гораздо полезнее в профиле продавца указать, например, «вежливое, располагающее общение», «умение убеждать», «грамотная речь».

Применяя второе правило к профилю продавца можно выделить значимость навыков, качеств и моделей поведения данной деятельности. Индивидуально-личностные качества очень значимы, так как продажи требуют повышенной контактности и стрессоустойчивости. Очень значимы и модели поведения, так как высок риск конфликтных ситуаций. А вот навыки не очень значимы, так как кандидата можно обучить. Многие компании даже предпочитают брать продавцов без специальных навыков. Они вкладывают время и средства в обучение в случае соответствия индивидуально-личностных качеств и потенциала кандидата заданному профилю.

Третье правило напоминает о необходимости подбора техник и методик для оценки кандидатов. Это может быть интервью, собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, деловая игра, анализ конкретных ситуаций и многое другое. Разработка оценочного инструментария — это важный шаг в стратегии поиска «своего» персонала.

Рассмотрим в качестве примера фрагмент таблицы, в которой приведен профиль специалиста по продажам.

Исходные данные

Компетенции

1.

Принципы компании

Честность и лояльность, в том числе по отношению к клиентам

2.

Принципы компании

Люди представляют собой важную ценность

3.

Установка компании на рост и развитие сотрудника, а также постоянно обновляемая продукция и большой объем информации

Хорошая обучаемость

4.

Необходимость постоянного общения с клиентами, в том числе и со сложными

Стрессоустойчивость

5.

Необходимость выполнения объемов продаж

Навыки проведения переговоров

6.

Установка компании на формирование позитивного имиджа и долгосрочные отношения с клиентами

Умение располагать к себе и установка на долгосрочные отношения с клиентами

7.

Высокая степень самостоятельности и реально значительная зона ответственности

Инициативность и способность к самостоятельной работе

8.

Политика компании в отношении развития персонала

Мотивация на рост и развитие

9.

Желательно, но не является обязательным

Ориентация в основах маркетинга

Многие компании, прежде чем разрабатывать профиль должности, формулируют основные требования к кандидату, структурируют информацию, необходимую для поиска нужных сотрудников. Предлагаю и вам заполнить две таблицы по данному образцу. Внести сначала существующие, а затем желаемые требования к кандидатам на должность «продавец».

Параметры

Обязательные требования

Преимущественные требования

1.

Возраст

2.

Внешний вид

3.

Речь

4.

Стаж работы (опыт)

5.

Профессиональное образование

6.

Профессиональные знания

7.

Профессиональные умения и навыки

8.

Личностные качества

9.

Мотивация

10.

Семейное положение

11.

Здоровье

12.

Удаленность проживания

Это поможет уточнить образ своего «идеального продавца». А при выборе из нескольких кандидатов всегда будет возможность сравнить его данные с данными, требуемыми именно для вашей компании. Приведу два примера. В одной розничной компании в основном подбирали молодых, уверенных женщин, часто самостоятельно воспитывающих детей. Торговая сеть развивалась, у продавцов была возможность карьерного роста. А, как известно, мама на многое готова ради своего ребенка. Поэтому большинство продавцов ответственно относилось к своей работе, они были лояльны к компании, практически исчезла текучесть кадров. В другой сети, ориентированной на продажу дорогих изделий и значительный рост магазинов, требования к продавцам были следующие. Подбирались молодые женщины, обязательно с высшим образованием, приятной внешности и из обеспеченных семей. Последний фактор, по мнению руководителя отдела продаж, был крайне важным для успешного взаимодействия с достаточно обеспеченными покупателями.

Сложно переоценить влияние личности продавца на оборот магазина и на лояльность к торговой марке. Причем многие опытные работники торговли отмечают определенную зависимость между площадью магазина и влиянием продавца на величину оборота. Чем меньше магазин, тем больше продавец может влиять на увеличение оборота. Этот факт означает, что подбор ПОДХОДЯЩЕГО продавца для маленького магазина должен быть более тщательным.

Достаточно подробное обсуждение ключевой для магазина должности продавца вовсе не означает, что от остальных работников мало что зависит. Правильным подходом будет одновременная разработка требований, профилей всех должностей в магазине. Особенно тех, которые участвуют в торговом процессе и управляют им. Но начать эту непростую работу стоит все-таки с продавца.

Итак, несколько важных положений в заключение:

  • Каждой компании, каждому магазину нужны не просто сотрудники, а подходящие именно данной компании, данному магазину сотрудники
  • Кандидат на вакансию должен рассматриваться в строгом соответствии с профилем или требованиями к должности, разработанным для данной компании
  • Участие в разработке профиля обязательно должны принимать непосредственные руководители и менеджер по персоналу с последующим обсуждением и утверждением топ - менеджерами

Галина Баранова

«Ювелирный магазин» №2, 2005г.

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru