Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Дорог каждый лучик

С помощью правильно спроектированного светового дизайна можно не только обеспечить комфорт покупателю и персоналу, но и стимулировать продажи, привлечь дополнительных клиентов. Освещение в ювелирных магазинах становится все более дорогим и профессиональным, а над его дизайном приглашают поработать специалистов. На освещение торговых залов владелец магазина тратит в общей сложности 10 — 20 % от стоимости проекта.

Фирмы, специализирующиеся на осветительном оборудовании, предлагают широкий выбор светильников, пригодных для работы в торговом зале магазина. Для решения одной задачи могут использоваться светильники с различными типами ламп. Чтобы выбрать более подходящий вариант, заказчик в первую очередь учитывает цену, эффективность, экономичность и дизайн светильника.

Для освещения ювелирных магазинов почти перестали использоваться лампы накаливания и галогенные лампы. Лампы накаливания стоят сравнительно дешево (продукция ведущих производителей обходится магазину всего в $ 5), но служат они очень недолго — всего около 1 тыс. часов (2 месяца непрерывной работы). Эти лампы одни из самых неэкономичных, они потребляют большое количество электроэнергии, более половины которой превращается в тепло.

Галогенные лампы значительно уменьшают энергозатраты и служат в 3 — 4 раза дольше, однако и эти лампы излучают тепло и вредно воздействуют на товар. Во многих магазинах галогенный источник света активно применяется, но только в качестве вторичного освещения, например, для подсветки витрины ювелирных изделий.

Для организации общей освещенности торговых залов все больше используются компактнолюминесцентные (КЛЛ) и металлогалогенные лампы. И даже стандартные люминесцентные светильники постепенно отходят в прошлое. Преимущества компактнолюминесцентных перед остальными в том, что они почти не нагреваются, имеют большой срок службы — 6 - 15 тысяч часов (около двух лет) и, что самое главное, стоят сравнительно дешево — 5 - 10 евро, а цена одного светильника 40 — 80 евро.

Покупка металлогалогенной лампы обойдется заказчику как минимум в 3 раза дороже. Но несмотря на высокую стоимость продажи таких ламп в последние годы стремительно растут. Связано это с их эффективностью и долговечностью. Светильники с металлогалогенной лампой дают гораздо больший световой поток, чем любые другие, поэтому общее освещение в магазине получается намного ярче. До недавнего времени общее освещение столь мощными светильниками было скорее исключением, чем правилом, однако сейчас многие дорогие магазины предпочитают устанавливать именно металлогалогенные лампы. Мощный световой поток, идущий от этих ламп, позволяет не устанавливать дополнительную подсветку, так как общий уровень освещенности в магазинах обычно заходит за 1000 люкс, хотя по нормам света требуется гораздо меньше — 400 — 500 люкс

Большая часть ювелирных магазинов предпочитают избегать яркого света. В них основной световой акцент требуется создавать на витринах и прилавках. С этой целью используются галогенные пушечки. На горизонтальных витринах они направляются сверху под острым углом. Если это обычные стеклянные прилавки, то галогенные светильники устанавливаются на шинопроводе и сверху направляются на изделия.

В качестве основного освещения торгового оборудования эксперты рекомендуют использовать металлогалогенные лампы. Их цветность в ювелирном магазине может комбинироваться — лампы холодной цветности для желтого золота и камней и белой — для красного. При такой освещенности золото и камни выглядят ярче и имеют более насыщенный цвет. Если лампу подобрать неправильно, то изделия будут выглядеть тускло и неестественно.

Особое внимание дизайнеры уделяют световому оформлению витрины. Чтобы привлечь покупателя, она должна быть выделена особенно. Нормы освещения для витрины - от 1500 люкс, но некоторые магазины, рассчитанные на элитного покупателя, превышают ее в несколько раз.

В витринах применяется комбинированное освещение — общее и акцентированное. Для общего освещения наиболее подойдут металлогалогенные прожектора, которые обычно располагаются вверху витрины. Некоторые модели прожекторов имеют дистанционное управление и могут вращаться и менять свет с помощью пульта. Однако подобное оформление обойдется магазину достаточно дорого - комплект светильника стоит от $2000 до $6000.

В световом дизайне витрины и интерьера магазина также может использоваться новая технология, позволяющая выстраивать световой поток в виде разноцветных нитей, или, как их еще называют, световолокон. В качестве декоративной подсветки витрины и зоны входа магазина принято использовать светодиодные лампы. Эти светильники хороши своей долговечностью — лампы служат порядка 100 000 часов, то есть более 10 лет, при интенсивной работе, причем на протяжении всего срока службы световой поток, исходящий от этих ламп, не блекнет, а лампа не нагревается по сравнению, например, с лампой накаливания. Многие фирмы - производители светодиодных ламп находят это направление наиболее перспективным. И, благодаря их усилиям, возможно, в скором будущем именно эти наиболее экономичные светильники будут использоваться в качестве основного освещения магазина.


При размещении осветительных приборов в магазине важно помнить, что многие драгоценные камни лучше смотрятся при дневном свете или ярком освещении. Флюоресцентное освещение может отрицательно повлиять на внешний вид отдельных драгоценных камней. Так в бриллиантах не будет игры, а цветные драгоценные камни будут «терять» свой цвет.

Цвет рубина всегда оптимальный при «теплом» освещении - от лампы накаливания. Если рубин положить на поверхность оранжево-желтого цвета, то он выглядит еще более красным.

Некоторые камни сапфира имееют такой темный тон, что при «теплом» освещении выглядят практически черными. Однако большинство сапфиров при дневном свете или освещении от ламп дневного света выглядят более голубыми по цвету.

Ольга Крыкова

«Московский ювелир» №3, 2004

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru