Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Парковка: услуга или сервис за деньги?

Наличие удобной и вместимой парковки – один из показателей успешности ювелирного магазина. И хотя в большинстве случаев паркинг не приносит денег владельцу торгового предприятия, его отсутствие или непродуманная организация заметно снижают прибыльность магазина.

Наверняка большинство владельцев автомашин попадали в такую ситуацию: приезжаешь в какой-либо отдельностоящий магазин или торговый центр с твердым намерением совершить покупки, а припарковаться-то и негде. Вряд ли захочется оставлять свою машину на другой стороне улицы или отъезжать за полкилометра от магазина, а потом эти же полкилометра возвращаться к своей машине с покупкой, тем более что всегда можно купить нужные вещи и в другом магазине. Покупателей, приезжающих на машинах, с каждым годом становится все больше, и, чтобы не потерять драгоценных клиентов, владельцы магазинов должны позаботиться о том, чтобы у покупателей не возникало проблем с парковкой.

В идеале емкость парковки для магазина рассчитывается по такой схеме. Определяется вместимость торговых залов, т. е. сколько покупателей могут одновременно делать покупки. Затем вычисляется, какой процент клиентов приезжает на автомобилях. Количество автовладельцев во многом зависит от формата магазина: если в продуктовых магазинах большинство покупателей будут приходить пешком, и процент автовладельцев, как правило, не превышает 5 – 10 процентов. В ювелирном магазине количество покупателей-автовладельцев может доходить до 50 процентов. Таким образом, рассчитывается максимальное количество машино-мест применительно к каждому конкретному магазину.

В том случае, если площадь, прилегающая к магазину, позволяет организовать парковку, то владелец торгового предприятия в зависимости от ситуации покупает этот участок земли, берет его в аренду или использует совместно с городом. Легче всего организовать парковку магазинам, построенным на городской окраине, где с выделением места обычно проблем не возникает. Магазинам, находящимся в центре города, далеко не всегда хватает земли для организации парковки.

Если площадь перед магазином не позволяет построить стоянку для требуемого количества автомобилей, приходится изыскивать другие варианты, а именно строить многоярусную парковку. На сегодняшний день такую парковку, организованную при ювелирных центрах можно увидеть в некоторых европейских странах. Для российских ювелирных ритейлеров этот вариант пока еще слишком дорог. Затраты на организацию многоярусной парковки будут значительно выше, чем на строительство привычной наземной стоянки – каждый ярус обойдется заказчику не менее чем в 250 долларов за кв. метр. Также крупные западные ювелирные центры, не имеющие свободной площади рядом с предприятием торговли, проектируют парковку под зданием магазина или на его крыше. Наиболее выгодна такая парковка, если ее строительство финансируют сразу несколько организаций. Например, в Финляндии пользуется популярностью решение, когда несколько расположенных поблизости торговых центров совместно строят единый паркинг с несколькими выходами в разные здания. Причем каждый ТЦ старается обеспечить себе в зоне парковки рекламную поддержку и как можно ярче обозначить вход в свой магазин.

Деньги не главное

Для того, чтобы быстрее окупить затраты, вложенные в строительство парковки, некоторые торговцы устанавливают тариф за пользование автостоянкой. В России платные парковки организуют в основном многопрофильные Торговые центры, такие как «Атриум», где стоимость одного часа паркинга составляет от 50 рублей. Очень высока цена за эту услугу в некоторых западных торговых центрах. Например, в Италии клиенты магазина не удивляются, если приходится платить три евро за один час стоянки автомобиля. Плата за парковку вполне может отпугнуть некоторых покупателей или вызвать у них неприязнь к магазину. Именно поэтому на большинстве парковок клиенты ставят машину бесплатно. Но в этом случае владельцу магазина предстоит решить вопрос о том, как защитить стоянку от тех нечестных автовладельцев, которые оставляют свое авто на территории магазина, но не являются его клиентами. Чтобы парковка использовалась по назначению, во многих магазинах вводится система штрафов, а при въезде на территорию магазинной стоянки машины регистрируются. Если посетитель задержался значительно дольше времени, отведенного на совершение покупок, то, начиная с определенного часа, он оплачивает стоянку своего автомобиля. Похожая система распространена и в финских магазинах. Она считается наиболее эффективной, так как не отпугивает клиента, и то же время не позволяет парковаться случайным машинам.

Держи вора!

Воровство автомобилей на парковках перед торговыми центрами стало прибыльным бизнесом для преступных группировок и серьезной проблемой для торговцев. Большой выбор автомобилей, отсутствие серьезного контроля и занятые шопингом автовладельцы – все это превращает парковку у магазина в идеальное место для воровства машин. Не единичны случаи, когда покупатель, возвращаясь с покупкой, не находил свое авто там где его оставил. Разумеется, ритейлеры стараются не афишировать нелицеприятные для них факты воровства, однако, как говориться, шила в мешке не утаишь, информация распространяется быстро, и покупатели начинают остерегаться ездить в тот или иной магазин на своей машине. Розница знает случаи, когда воровство автомашин на стоянке превращалось в средство конкурентной борьбы. Подобный инцидент был, например, в городе Калининграде, где владельцы конкурирующих торговых сетей пытались подорвать репутацию друг друга, воруя машины с его автостоянок. Проблему воровства машин на парковке можно решить, организовав комплексную систему безопасности, в которую входит контроль въезжающих и выезжающих автомобилей и видеонаблюдения непосредственно за территорией автостоянки. Наличие охранников и систем видеонаблюдения на парковках зачастую упоминается даже в рекламных кампаниях торгового предприятия, поскольку подобная забота о покупателе вызывает доверие к магазину и положительно сказывается на его имидже.

Как правило, на каждой большой парковке есть несколько охранников, которые делят между собой обязанности. Охранник на входе смотрит за тем, чтобы соблюдались правила въезда на парковку. В некоторых магазинах охранник при выезде с парковки проверяет документы у водителя машины, чтобы быть уверенным, что хозяин машины забирает с парковки свое, а не чужое авто. В магазинах с платной парковкой при въезде сотрудники службы безопасности выдают билет с обозначением времени въезда, который впоследствии оплачивается в специальной кассе или автомате, предназначенном для этой цели. Необходимо также, чтобы сотрудник службы безопасности дежурил на территории самой парковки, регулируя движение автомашин и контролируя соблюдение правил водителями и пешеходами.

Эффективный способ предотвращения воровства на парковке – контроль всех въезжающих на территорию магазина и проверка документов автовладельцев. Несмотря на то, что такой подход может раздражать посетителей магазина, это единственно верный способ, который гарантирует сохранность автомобиле. Конечно, только в том случае, если документы действительно проверяются. Например, на некоторых парковках жесткий контроль постепенно смягчается, и охранник, который должен внимательно просматривать документы, лишь кивает головой очередному выезжающему водителю, мельком бросая взгляд на тех паспорт автомобиля.

Как будет организована зона въезда автомобиля на парковку зависит от размера парковки и финансовых возможностей ритейлера. На парковке при небольших магазинах (какими в большинстве своем и являются ювелирные), рассчитанной до 100 машиномест при въезде, как правило, устанавливается шлагбаум малой интенсивности и организуется пост охраны, на котором проверяют документы автовладельца и его права на конкретную машину.

В платных парковках ко всему прочему устанавливается персональный компьютер со специализированным программным обеспечением, кассовый аппарат или принтер штрих-кода. При въезде данные об автомобиле – номер и время въезда заносятся в компьютер. А когда посетитель покидает парковку, проверяются его документы и взимается плата за пользование автостоянкой. Организация такой зоны въезда обходится магазину примерно в 4 тыс. евро.

О шлагбаумах

В зависимости от проходимости машин на парковке устанавливается шлагбаум требуемой интенсивности – низкой, средней или высокой. Для организации паркинга при одном или нескольких ювелирных магазинах, расположенных в одном помещении, подойдет шлагбаум малой интенсивности, устанавливающийся на парковках с небольшой емкостью – до 100 машиномест.

Такой шлагбаум стоит около 600 евро. По оценкам экспертов, конкуренцию на рынке шлагбаумов нельзя назвать острой, так как до недавнего времени о его перспективности задумывались немногие. Между собой конкурируют только западные «игроки» – в основном итальянские и немецкие. Наиболее популярны итальянские шлагбаумы низкой и средней интенсивности Came, Nice, GiBiDi, Casali. Они дешевле, чем германские, и имеют неплохие эксплуатационные характеристики. Итальянские шлагбаумы по большей части гидравлические. Привод гидравлического шлагбаума представляет собой гидрокомпрессор. Чтобы он работал без осложнений, необходим тщательный уход и сезонная замена масла. При грамотном обслуживании гидравлическое оборудование работает быстрее электромеханического. Однако операторы довольно ленивы в организации сервиса, а потому зачастую предпочитают покупать менее капризный в обслуживании электромеханический шлагбаум. В пользу шлагбаумов германского производства говорит и простота настройки при установке на объекте.

Как показывает практика, зачастую первые поломки у шлагбаумов малой интенсивности возникают после второго года работы. Однако при рациональном использовании и грамотном обслуживании это оборудование может прослужить и до пяти лет.

В поле зрения

Чтобы иметь возможность вовремя заметить кражу автомобиля и оперативно отреагировать на ситуацию, парковку оборудуют системой видеонаблюдения. Сам факт, что парковка под наблюдением, вызывает доверие у покупателя и способствует его лояльности к магазину. Для большей убедительности при входе в магазин или ювелирный центр можно установить монитор, на который транслируется изображение с видеокамер.

Количество камер, необходимых для установки, рассчитывается исходя из площади и конфигурации парковки. Примерный радиус, который попадает в зону действия видеокамеры, 30 – 40 метров. Как правило, камеры устанавливаются в углах парковки, иногда подвешиваются на стойках.

Уличная видеокамера оснащена объективом, который позволяет настраивать фокусное расстояние камеры до объекта, а также использовать камеру как широкоугольную или приближающую. Камера самостоятельно настраивает резкость и диафрагму объектива в зависимости от освещенности. Уличные видеокамеры комплектуются кожухами для защиты от пыли, снега, дождя, снабжаются подогревающим элементом, который предохраняет камеру от замерзания в холодное время года. Некоторые модели оснащаются вентиляторами, которые начинают работать, когда температура воздуха превышает допустимую. В российских климатических условиях мощность внутреннего обогревателя кожуха должна быть достаточной, чтобы уличные видеокамеры могли работать при широком диапазоне температур – от + 40 до – 60 º С.

Камера для внешнего использования стоит дороже, чем предназначенная для помещения: стационарная – от 500 до 2 тыс. долларов, купольная – от 1 до 5 тыс. долларов и выше. Поскольку механизм современных камер слежения очень сложен, большую роль играет выбор производителя. Имея дело с видеоаппаратурой Philips, Pentax, Sanyo, JVC, Sensormatic и др., можно быть уверенным в качестве, которое не гарантируют малоизвестные китайские брэнды.

Чтобы все технологические составляющие работали успешно, необходим грамотный подбор персонала. За монитором ежеминутно должен наблюдать бодрствующий оператор, а на территории самой парковки должен находиться пост охраны, состоящий из профессионально обученных детективов. Имея обученный персонал, можно даже не записывать сигнал с видеокамер на пленку, поскольку намного легче поймать вора за руку на месте преступления, нежели потом найти украденную машину, даже имея качественную запись.

Безопасность на перекрестках

Также владельцу ювелирного магазина необходимо позаботиться и о том, чтобы парковка была интегрирована в городскую сеть автодорог. Иногда необходимо устанавливать дополнительные знаки, светофоры, часто предписывается расширение дорожного полотна, создание «карманов», тормозных и разгонных каналов. Однако с этим зачастую не возникает особых проблем – дорожная служба не препятствует подобным новшествам.

Еще одна необходимая составляющая системы безопасности на парковках со сложными поворотами и выездами – это уличные зеркала. Один из распространенных видов аварий на парковках – при выезде, когда водитель, покидая парковку, выезжает на перекресток: если он не имеет достаточного обзора, есть большая вероятность столкновения. Наиболее популярные размеры зеркал для установки на парковках - диаметром 960 мм. «При выборе дорожного зеркала потребителю нужно обращать внимание на заднюю стенку зеркала, особенно если оно большого размера (520 мм и выше). Она должна быть укреплена ребрами жесткости, что убережет зеркало от непогоды. Результат некачественно выполненной задней стенки не заставит себя долго ждать - при сильном ветре она может треснуть и даже сломаться. В отличие от зеркал, предназначенных для эксплуатации в помещении, уличные зеркала защищены специальным покрытием, которое уберегает его от повреждений», - говорит Олег Беляев, генеральный директор компании «Апостроф торговые системы». Стоимость зеркала зависит от его производителей. Российские зеркала стоят 130 – 150 долларов, европейские - несколько дороже.

Магазин с правильно организованной парковкой окупается значительно быстрее. Услуга автостоянки не останется незамеченной покупателями, которые всегда будут предпочитать тот магазин, в котором найдется место для их автомобиля.

Ольга Сальникова

«Ювелирный магазин» №3, 2005г.

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru