Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Улыбайтесь! Вас снимает камера!

Чтобы товар находился в большей безопасности, а владелец ювелирного супермаркета спал спокойно, все современные магазины оборудуются системой видеонаблюдения. Главный вопрос, который должен решить ритейлер, планируя установку системы видеонаблюдения, – стоит ли игра свеч – давно стал риторическим.

Установка видеонаблюдения в ювелирном магазине преследует две основные цели – предотвращение воровства среди покупателей и контроль персонала. И если владелец не установил камеры при открытии магазина, то обычно он их приобретает сразу же после обнаружения первых потерь.

Установка камер в торговых залах в большинстве случаев предполагает приобретение дорогостоящего оборудования – мониторов, мультиплексоров и пр. и затраты на дополнительный персонал, следящий за мониторами. Сложности могут возникнуть также с подбором сотрудников службы безопасности. Найти добросовестного охранника – задача не такая простая, как кажется, были случаи, что персонал забывал смотреть на экраны, увлекаясь посторонними делами, или попросту засыпал за мониторами. При разработке системы безопасности для конкретного магазина учитывается в первую очередь площадь торговых залов и особенности планировки.

Многие ритейлеры, устанавливая систему видеонаблюдения, рассчитывают, что она будет не только реально помогать в обнаружении нечестных покупателей, но и оказывать психологическое воздействие. Не случайно многие супермаркеты выносят мониторы на видное место, чтобы посетитель мог наблюдать себя на экране, в поле зрения камеры. Некоторые ювелирные магазины, торгующие дорогим товаром, выводят изображение с нескольких камер на один монитор, установленный на входе, причем зачастую события даже не записываются, зато у покупателя, знающего, что за ним ведется наблюдение, желание воровать пропадает.

Зачастую нужного эффекта можно достичь, даже не оборудуя магазин дорогостоящей системой. Стоит только повесить предостерегающую табличку с надписью «Улыбайтесь, вас снимает скрытая камера», убедить персонал в том, что эти камеры действительно существуют, и можно быть уверенным, что желающих покуситься на собственность магазина будет значительно меньше. Ведь даже если камера находится в рабочем состоянии, это не гарантирует, что дорогой товар будет спасен. Известны случаи, когда например, в небольших меховых салонах с уютной камерной обстановкой, оборудованных системой видеонаблюдения, вдруг исчезали шубы стоимостью 20 тыс. долларов. (А ведь шубу в отличие от ювелирного изделия просто так в карман не спрячешь). И даже если внешность вора запечатлевала видеокамера, догнать его уже было нельзя.

Система по частям

В зависимости от того, какая роль отводится системе видеонаблюдения при поимке недобросовестных сотрудников и покупателей, подбирается и комплект оборудования. Минимальный набор включает в себя камеры, монитор и коммуникационную аппаратуру, позволяющую в режиме он-лайн следить за происходящим в торговом зале. Более функциональные системы предполагают использование целого ряда дополнительных устройств: видеорегистраторов, квадраторов, мультиплексоров, источников бесперебойного питания и др. Нередки случаи, когда система покупается по частям. Вначале небольшой магазин ставит зеркала слежения, затем приобретаются камеры и мониторы, а еще через какое-то время – записывающие устройства, мультиплексор и т. д.

Какое видео лучше использовать, аналоговое или цифровое – исключительно вопрос привычки и личных предпочтений заказчика. За использование цифрового носителя говорит и тот факт, что стоимость цифрового и аналогового оборудования отличается незначительно. Для магазина, где работает несколько камер, самый лучший вариант хранить информацию на жестком диске. Для того, чтобы записать картинку одновременно с нескольких камер, необходим мультиплексор, способный получать одновременно до 16 видеосигналов и записывать их на винчестер. В зависимости от объема памяти жесткого диска и настроек по качеству сохраняемой информации, запись способна храниться до двух месяцев. Когда диск заполняется, поступающая информация записывается поверх более ранних событий.

В принципе, все происходящее в магазине может сниматься на камеру, но не записываться. Но, сэкономив на оборудовании, вы существенно ограничиваете возможности анализа происходящего в магазине. Помимо контроля за персоналом, в нерабочее время запись служит доказательством совершения воровства или иных действий, приносящих ущерб магазину. Однако в России использовать видеозапись в суде пока не принято. В других странах – иначе. Там запись служит для защиты от судебных исков посетителей, предъявляющих претензии магазину: «я у вас поскользнулся, поэтому оплатите мне лечение перелома». Это вынуждает проектировать системы со стопроцентной записью и архивированием всего, что происходило в магазине, поскольку запись поможет выяснить, действительно ли покупательница пострадала по вине магазина, или же из-за своей невнимательности. Часто пишущий видеомагнитофон ставиться в защищенное место, например, в сейф. Такая предосторожность сможет защитить запись: в случае вооруженного нападения в магазине преступники не смогут уничтожить запись.

В системе видеонаблюдения используется не бытовой видеомагнитофон, а специальный. Он предназначен для круглосуточной работы, износостоек, гарантирует как минимум 10 тыс. часов непрерывной работы. Благодаря специальному режиму записи на одну кассету можно записывать события, происходящие за сутки или более.

Цветная запись имеет явные преимущества: цветная картинка лучше воспринимается глазом и с большей вероятностью позволит заметить недоброжелателя, нежели черно-белая. Там более, что разница в цене незначительная: монохромная камера стоит от 150 долларов, цветная – от 250.

Распространенный вариант

Видеокамера выбирается в зависимости от финансовых возможностей магазина. Самый распространенный вариант – использование стационарного оборудования. Чаще всего применяется обычная камера с неуправляемым объективом. Неудобство ее использования заключается в том, что оператор не может детально увидеть происходящее, приблизив или отдалив изображение. Но по желанию заказчика на камеры видеонаблюдения могут устанавливаться объективы с переменным фокусным расстоянием. Иногда камера оборудуется поворотным устройством, которое позволяет расширить угол обзора, а заодно, что тоже немаловажно, привлечь внимание посетителей магазина. Механизм перемещает видеокамеру в горизонтальном и вертикальном направлениях и позволяет службе охраны просматривать достаточно большие площади. Однако дополнительные механизмы удорожают конструкцию самой камеры и требуют дополнительной подводки линии управления, а поэтому используются нечасто.

Как правило, стационарные камеры устанавливаются над витринами с самым дорогим товаром (например украшениями из платины, инкрустированными драгоценными камнями) и в отдаленных уголках магазина, где персонал, как правило, отсутствует. Стоит стационарная камера 100 – 500 долларов, в зависимости от производителя и характеристик.

Ювелирный магазин, площадью 300 кв. метров, в зависимости от планировки может быть оборудован системой видеонаблюдения с 3 - 10 камерами слежения общей стоимостью до 7 тыс. долларов. Прокладка кабеля обойдется магазину примерно в 3,5 тыс. долларов. Часть камер должна быть направлена на кассовую зону, а часть монтирована над витринами, контролируя покупку дорогого товара.

Свобода под куполом

Для наблюдения за открытыми пространствами, например, зоной входа эффективно применение купольной видеокамеры. В ее поле зрения может попадать до 500 кв. метров торговой площади. Купольная камера обладает всеми степенями свободы – способна поворачиваться в любых направлениях, оснащена зумом с 20 – 30-кратным увеличением. Камера может работать как под управлением охранника, так и автономно. Для того, чтобы камера самостоятельно выполняла определенную последовательность действий, команды программируются с помощью пульта и записываются в память коммутатора. Купольные камеры в несколько раз дороже стационарных и стоят 2 – 4 тыс. долларов. Камеры врезаются в потолок или устанавливаются на подвесную конструкцию. Однако у этого оборудования есть одна особенность – человек, не посвященный в чудеса видеотехники, с первого взгляда может и не признать в полукруглом устройстве видеокамеру и совершить неблаговидный поступок. Впрочем, этот вариант хорош для поимки недобросовестных продавцов, не знающих, что за ними ведется наблюдение.

Камера для улицы

Некоторые ритейлеры предпочитают охранять свой магазин не только внутри, но и снаружи, устанавливая видеокамеры в зоне парковки и перед входом в магазин. Поскольку уличная камера работает при постоянно меняющемся уровне освещения и экстремальных погодных условиях, то она по всем параметрам должна превосходить камеру, используемую в помещении. Корпус камеры герметичен и снабжен подогревающим элементом, который предохраняет ее от замерзания в холодное время года. Уличная видеокамера оснащается объективом, который позволяет настраивать фокусное расстояние камеры до объекта, а также использовать камеру как широкоугольную или приближающую. Камера самостоятельно настраивает резкость и диафрагму объектива в зависимости от освещенности.

Камера для внешнего использования стоит дороже, чем предназначенная для помещения: стационарная – от 500 до 2 тыс. долларов, купольная – от 1 до 5 тыс. долларов и выше. Поскольку механизм современных камер слежения очень сложен, большую роль играет выбор производителя. Имея дело с видеоаппаратурой Philips, Pentax, Sanyo, JVC, Sensormatic и др., можно быть уверенным в качестве, которое не гарантируют малоизвестные китайские брэнды.

Один из парадоксов использования системы видеонаблюдения в магазине заключается в том, что даже если вор пойман и момент кражи записан на видео, то крайне редки случаи, когда пленка с записью используется в суде как доказательство. Несколько лет назад одна из российских сетей, устроив показательный процесс, пыталась таким образом пресечь воровство в магазине, но запись не пошла как доказательство. В России до сих пор не было прецедентов, когда запись, сделанная видеокамерой в магазине, могла бы служить полноценным доказательством кражи. Считается, что ее легко подделать. Так как стандартный режим записи – 3 – 4 кадра в секунду, то момент воровства запечатлевается лишь на 2 – 3 кадрах, а этого часто бывает недостаточно для доказательства виновности подозреваемого. Таким образом, мало кто из ритейлеров заботится о наказании недобросовестных покупателей. Основная функция видеонаблюдения – предотвратить потери, позволив охране вовремя заметить кражу.

Ольга Сальникова

«Ювелирный магазин» №10, 2004г.

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru