Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Автоматизация ювелирного магазина: ассортимент и товародвижение

Екатерина Казаринова — консультант, бизнес-тренер 
Международного бизнес-центра «6 карат»

Автоматизация ювелирного магазина: ассортимент и товародвижение


Многолетний опыт работы в рознице, в том числе ювелирной, научил меня, что к работе с данными в информационной системе стоит относиться серьезно и ответственно. 
Хочу представить вам пять самых важных правил, которые будут полезны, если Вы хотите получить четкую и прозрачную картину в управлении ассортиментом своей компании. Я их сформулировала для участников семинаров по управлению ассортиментом и предлагаю сегодня Вам. 

Правило № 1. Надежная архитектура всегда начинается с проекта

Точно так же как постройка любого дома, хоть дачного домика, хоть башни-высотки должны начинаться с проекта, так и выстраивание системы управления розничным бизнесом стоит начинать с того же. Чтобы потом не было обидно, что «лесенка слишком узкая и ступеньки крутые», «эх, дверной проем бы на тридцать сантиметров левее», «одного окна для света в большой комнате не хватает», «крыша слишком покатая или крутая» и т. д. Бывает, что некоторые огрехи в проекте удается исправить и перестроить в ходе строительства без серьезных потерь, но чаще оказывается, что нужно сносить здание и строить заново. Что, согласитесь, затратно как по времени, так и финансово. Поэтому перед тем как наполнять данными ERP-систему и настраивать в ней правила, создайте проект ее работы. Обсудите, какую информацию Вам важно получать для управленческих решений,  для правильного ведения дел по бухгалтерии, оформите это в техническое задание и четко следуйте принятым решениям.

Варианты тех вопросов, по которым важно иметь решение:

  • Как наша система управления ювелирным ассортиментом и товародвижением будет обмениваться данными с бухгалтерской системой учета и при этом соотноситься с юридической структурой компании?
  • Какая информация по поставщикам нам нужна? Актуальные договоры, условия по работе с давальческим сырьем и т. п.?
  • Какую структуру ассортимента хотим видеть? Товарный классификатор на сколько уровней? 
  • Какие данные в карточке товара должны быть обязательно? Какие справочники для этого нужны? Кто и как будет отвечать за качество их ведения?
  • Будем ли мы оперировать карточкой магазина, объединять в отчеты группы магазинов по форматам? Или по пулам менеджеров, ведущих группы магазинов? 
  • Будем пользоваться системой только для учета свершившихся событий, или мы будем выставлять нормативы как целевые показатели через ИТ-систему (план продаж, оборачиваемость, выручка с квадратного метра и т. п.) и оценивать в динамике план-факт?
  • Какие именно отчеты мы хотим получать регулярно: ежедневно, раз в неделю, по итогам месяца? Какие срезы в них должны быть? Будет ли их снимать аналитик, или автоматически их будет формировать сама система и отправлять по почте на адреса руководителей?

Конечно, это далеко не полный список вопросов, который стоит обсудить. И чем больше их будет задано на старте, обсуждены и проверены найденные решения на согласованность, здравый смысл и «дуракаустойчивость», тем понятнее, прозрачнее и надежнее будет работа ИТ.
Помним об этом, серьезно относимся к проекту будущей системы.

Правило № 2. Информация не появляется «из ниоткуда», но может пропасть «в никуда».

Эту фразу я позаимствовала от одного очень уважаемого мною ИТ-директора. И если вторая ее часть скорее относится к технической безопасности, то первая — чисто менеджерская.
Как организовать наполнение данных в ERP-систему? Кто и как это будет делать? 

Пример: прошу собрать отчет по продажам обручальных колец, а менеджер мне отвечает, что в карточках товара нет такого признака, поэтому нужно выгрузку сделать по всем кольцам, а потом проверять вручную по артикулам. Если какие-то признаки отсутствуют в карточке товара, то сделать отчет по ним невозможно. Какой выход?

Традиционный вариант: операторы вносят признаки товара вручную. 
Более продвинутый: «заливаем» из приходных электронных накладных или спецификаций от поставщиков модели/ артикулы, фотографии изделий и их характеристики. Работу операторов унифицируем — создаем алгоритмы. 

Приятно видеть, что сегодня на рынке производителей ювелирных изделий все больше игроков понимает, что такая технология — требование времени.
Можем также вручную или с помощью настроенных в системе правил управлять статусами товаров: новинка, «закрыт к заказу», сезонный, акционный и т. п.  Или создавать связки между карточками товаров, которые являются моделями – аналогами (один дизайн) от разных производителей. Или товаров – комплектов: серьги и кольцо, подвеска и цепь. Такие связи в информационной системе дадут возможность анализировать их наличие и продажи. Если же эта информация не будет создана, мы не сможем собрать полный структурированный отчет по продажам или остаткам.

Правило № 3. Мусор на входе = мусор на выходе

С такой формулировкой я познакомилась в одной из крупных компаний компании. Любой менеджер поймет, о чем речь. 
Итак, собираем отчет по продажам и смотрим наименования…
  • Кольцо обручальное — кольцо — Кольцо обуч…
  • Цитрин — цирконий — фианит — Фианит…
  • Пусета — пуса — Пусетта…

Отсутствие правил введения информации, частая смена менеджеров и операторов, неграмотность, орфографические ошибки и т. д. В итоге данные превращаются в так называемый «мусор». Что получаем? Отчеты, которые невозможно собрать, сгруппировать. Смотришь на такую картину и понимаешь, что придется тратить время на «чистку». А времени, как всегда, нет. 
Поэтому создаем для сотрудников четкие и простые правила работы с информацией. Контролируем их выполнение. Там, где это можно, исключаем ручной ввод данных, пользуемся справочниками и выпадающими списками.

Минимизировать «мусор на входе» можно также за счет автоматизированного создания карточек товаров по расшифровке характеристик изделия по артикулу поставщика.  Правда, для этого важно, чтобы поставщик такую информацию в свой штрих-код изначально «зашил» и логику создания кодов поддерживал. Тогда розница может прописать алгоритм обработки штрих кода, согласованный с логикой создания его производителем.

Примеры
Структура артикула для кольца
02–41R03776-1DW
02 — техническая информация, имеющая ценность на производстве, показывает, из какой модельной группы это изделие;
4 — 595 проба (а если бы было 5, то золото было бы 750ой пробы);
1 — цвет металла (1 — красное золото, 2 — белое золото, 3 — желтое золото);
R — наименование изделия (R — кольцо, Е — серьги, Р — подвеска и т. п.);
03776 — уникальный код модели (по нему легко найти модель – аналог в другом цвете или подобрать комплект);
1 DW — описание группы с камнем, где 1 — размер бриллианта до 0,074 карата, DW — белый бриллиант;

Теперь мы знаем:
02–41R03776-1DW — это кольцо в красном золоте 585 пробы, содержит белый бриллиант размером до 0,074 карата.

Структура артикула для цепей 
Зл 585 К — 1 071 050 50 Д1-1
Зл — код металла (Зл — золото, Ср — серебро, Пл — платина);
585 — проба;
К — цвет (К — красное, Б — белое и т. д.);
1 — (1 — полновесная, 2 — пустотелая);
071 — вид цепи (071 — «Бисмарк», 036 — «Нонна» с алмазной огранкой и т. д.);
050 — толщина проволоки (050 — 0,5 мм, 100 — 1 мм и т. д.);
50 — длина изделия в см; 
Д1-1 — форма огранки цепи (Г6 — огранка 6 граней, Д1-1 — «Бисмарк» и т.д.).

Теперь мы знаем:
Зл 585 К — 1 003 050 50 Д1-1  – это цепь в красном золоте, 585 пробы, полновесная, тип плетения и форма огранки Бисмарк, толщина проволоки 0,5 мм, длиной 50 см.

Берем на вооружение.
Анализируем пул поставщиков, проверяем их работу со  штрих кодами. Сегодня на рынке самыми готовыми для такой работы являются крупные компании производители цепей. Автоматизируем создание карточек по штрих-коду с распознаванием характеристик товара и заполнением всех полей в карточке товара. Работаем на чистоту информации. 

Правило № 4. Качество данных в информационной системе – забота руководителя.

Чем детальнее и качественнее наполнение данных в карточках товаров, тем больше времени это займет у операторов. А также кто-то потратит время на проверку полноты и соответствия введенных данных.
Казалось бы, очевидно. И тем не менее в моей практике встречались ситуации, когда операторы тратят время на занесение данных, а в реальности отчетами с данными параметрами никто не пользуется. И наоборот: когда желание посмотреть структуру остатков или продаж есть, а данных в системе нет. 
Как можно сэкономить усилия?
  • Выбираем только те характеристики, с которыми будем работать. 
  • Согласовываем электронные загрузки от ключевых поставщиков. 
  • Создаем памятку по ручному вводу и размещаем на стене перед товароведом.
  • Проводим регулярную проверку полноты и достоверности информации в карточках товаров.

Правило № 5. Говорим на одном языке.

Речь не о русском, английском или китайском. Речь о понятиях, и прежде всего — экономических. Менеджеры, руководители, собственник бизнеса часто имеют очень разный опыт за плечами, экономическое образование, историю работы в других компаниях. И поэтому в компании полезно иметь правила для создания и чтения отчетности. Речь идет о точности названий заголовков в отчетах и соответствии им собираемой информации.

Скажем, столбец с названием «Продажи» — это что? Продажи по розничной цене или в себестоимости, штуках? С учетом скидок (по цене прайс-листа) или уже после скидки? С НДС или без? Или «Маржа» (имеется ввиду разница в рублях между розничной по факту оплаты и себестоимостью)? Тогда почему цифры в колонке от 0 до 100? А, это % валовой прибыли в выручке. И так далее…

Поэтому точно указываем заголовки и названия столбцов в отчетах, даже можем создать свой глоссарий для работы с отчетностью.

В качестве примера приведу определения, согласованные в одной ювелирной компании:
Понятие Определение
Розничная цена Продажи в ценах прайс-листа, указанные на ценнике в рознице, рубли.
Выручка (объем продаж) Реально полученная сумма за товар (разница от розничной цены и предоставленных скидок), рубли. Если скидки на изделие не было, то розничная цена соответствует выручке за изделие.
Сумма скидок Разница между розничной ценой и выручкой в рублях.
Скидка Доля суммы скидки в выручке, %.
Себестоимость товара Сумма по закупочной стоимости от поставщика, рубли. Сумма выданного займа по кредиту (товар из аукционного зала), рубли. Сумма с учетом разнесенных затрат на партию изготовленных изделий (по давальческой схеме), рубли.
Маржинальный доход Разница между выручкой и себестоимостью реализованных изделий (или партии), рубли.
Доходность Доля маржинального дохода в выручке, %.
Наценка Доля маржинального дохода в цене закупки, %.
Оборачиваемость в днях Среднедневной товарный запас с НДС, цена поставщика / Продажи в ценах поставщика с НДС за весь период * дни периода Если по каким-то дням периода артикула не было на стоке, то эти дни не идут в расчет оборачиваемости по конкретному артикулу
Организационная иерархия В отчетах, где есть такое понятие, можно детализировать уровень анализа до минимальной единицы. Варианты иерархий: • организационная (дивизионы, форматы, магазин); • ассортиментная (группы, категории, вид изделий, артикула).

Несмотря на то, что ювелирная розница работает «вживую» с товаром, клиентами, поставщиками, большинство важных решений по ассортименту и закупкам мы принимаем на основе данных из информационной системы. Именно поэтому четкость и достоверность данных в ней так важна. 

Авторский семинар-практикум Екатерины Казариновой 
«Ассортиментная матрица и товародвижение в ювелирной рознице» 

(ключевые подходы, примеры из практики, решение и анализ задач)

Основные темы: 
оптимальный товарный классификатор ювелирного магазина; 
взаимосвязь мерчандайзинга товарных групп, расположенных на витрине магазина, и структуры классификатора в информационной системе; 
сегментирование (портрет) покупателей ювелирного магазина; 
примеры позиционирования ювелирной компании;
формирование товарного портфеля; 
товародвижение и товарные запасы; 
примеры отчетов категорийного менеджера; 
алгоритм работы с информационной системой — аналитика и отчетность

Получить дополнительную информацию можно 
в Международном бизнес-центре «6 карат» 
по телефонам: +7-903-751-58-58; +7-495-744-34-64;
 по e-mail: 6carat@inbox.ru; 
 www.6carat.ru
Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru