Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Пробирная инспекция (Проверки на ювелирном предприятии)

Вопросы, связанные с порядком проведения проверок государственными контролирующими органами, остаются весьма актуальными. «Русский Ювелир» стремится осветить данные вопросы, чтобы помочь руководителям предприятий отрасли избежать возможных ошибок и значительно снизить размеры штрафных санкций. В этой статье мы расскажем о требованиях, предъявляемых Государственными инспекциями пробирного надзора, при проведении проверки на ювелирном производстве, торговом ювелирном предприятии и в ломбарде, а также о тех нарушениях, с которыми наиболее часто сталкиваются контролирующие органы.

Основным законом, регламентирующим деятельность любой ювелирной компании, своеобразной конституцией ювелиров, является ФЗ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Инструкция МФ
№ 68н конкретизирует положения этого закона, «привязывая» их к практическим аспектам деятельности предприятий.

Должностное лицо из Государственной инспекции пробирного надзора, пришедшее к вам с проверкой, обязано иметь при себе служебное удостоверение с фотографией и предписание (распоряжение) о проверке с печатью инспекции.

План действий проверяющего базируется на основных требованиях к организации, подробно изложенных в преамбуле Инструкции № 68н (П.1.8.)

Ювелирное производство

В первую очередь ревизор запрашивает нормативную базу предприятия (организационно­распорядительные документы). Это относится не только к производственному предприятию, но и к магазину, и к ломбарду. Обязательно проверяется соответствие документации и практического вида деятельности. На этом этапе мы сталкиваемся с весьма распространённым нарушением – отсутствием у данного предприятия Инструкции по работе с драгоценными металлами.

Инструкция должна быть выполнена в чётком соответствии с Инструкцией МФ № 68н, учитывая специфику деятельности именно вашего предприятия. Ещё несколько лет назад данная Инструкция входила в пакет обязательных документов для регистрации ювелирного предприятия. Сейчас её наличие при постановке на спецучет не проверяется. Поэтому многие руководители забывают о её суще­ствовании, а Инспекция пробирного надзора расценивает это как грубое нарушение.

Если внутренняя Инструкция предприятия не вызывает нареканий, то дальнейшие дей­ствия ревизора – проверка чёткого соблюдения положений Инструкции на практике.

Основная задача проверки пробирными инспекциями ювелирного производства – выявление источников поступления драгоценных металлов и драгоценных камней. К сожалению, здесь наиболее частым нарушением является приобретение металла в источниках, не разрешённых законом.

Затем проверяющий обращает внимание на расходование драгоценного металла, нормирование потерь и т. д. Отслеживается и то, куда поступает готовая продукция.

При сверке фактического наличия драгоценных металлов и драгоценных камней с учётными данными большое внимание уделяется документообороту на каждом из этапов производства с момента поступления. В инвентаризационных описях (формы 8­НВ, 9­НВ) должны фиксироваться отдельно все виды сырья (проволока, слитки, припой и т.д.). Правильно и вовремя проведённая плановая инвентаризация позволит сэкономить время и вам, и ревизору (подробнее об инвентаризации речь пойдёт далее).

Проверка на торговом ювелирном предприятии проходит по аналогичной схеме.

Торговое предприятие

Деятельность торговой организации помимо перечисленных законодательных документов регламентируется Постановлением Правительства РФ № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров». Данные Правила разработаны в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Все требования, предъявляемые должностным лицом Пробирной инспекции, базируются исключительно на выполнении торговым предприятием данных Правил.

В торговом зале рядом с копией свидетельства о постановке на спецучет должна присутствовать вся необходимая для покупателя информация: «Правила продажи отдельных видов товаров», информация о правилах клеймения, пробах драгоценных металлов и других характеристиках материалов, изображения действующих клейм. Отсутствие данной информации – наиболее часто встречающееся нарушение.

Товар, поступающий в магазин, должен обязательно пройти предпродажную подготовку и контроль качества (подробно о требованиях, предъявляемых к товарному ярлыку, мы писали в № 1 (2004). Товаровед должен иметь соответствующую квалификацию (стаж работы также учитывается). Отсутствие у товароведа документа о специальном образовании формально не считается нарушением, но в таком случае, как правило, результаты проверки бывают неутешительны.

Каждый ювелирный магазин должен быть оснащён доступными для покупателя исправными весами 2­го класса точности с действующим сроком госповерки. Покупатель имеет право перевесить любое изделие без ярлыка. При снятии ярлыка составляется соответствующий акт.

Плановая инвентаризация (как у производ­ственного, так и у торгового предприятия) должна проходить в обязательном порядке по состоянию на 1 января и 1 июня. Поводом для внеплановой инвентаризации является смена материально­ответственного лица (в том числе на период отпуска), стихийные бедствия, хищения и др.

Началу инвентаризации предшествует приказ руководителя о сроках инвентаризации, составе комиссии, сроках внесения изменений в учёт (по инструкции этот срок – 10 дней со дня окончания инвентаризации). Обращаем ваше внимание, что материально­ответственные лица в инвентаризационную комиссию не входят.

На первом этапе инвентаризации все необходимые учётные документы сдаются согласно Инструкции МФ № 68н в бухгалтерию предприятия. Обязательной является также проверка весов и срока их госповерки (поверка действительна в течение года, по истечении этого срока необходимо вызвать госповерителя).

Затем следует основной этап – снятие фактического наличия изделий и сличение с учётными данными.

В результате в инвентаризационных описях должны быть заполнены графы «Фактическое наличие» (число штук, вес в граммах, проба) и «Результаты сличения». Итоги инвентаризаций подводятся по каждой пробе отдельно в суммовом выражении, а также по количеству и массе.

Если в ходе сличения учётных и фактических данных выявлены расхождения, составляется сличительная ведомость и с материальноответственного лица берётся объяснение причин возникновения данных расхождений. Объяснения рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии, которая обязана рассмотреть их и принять соответствующее решение, занесённое в протокол заседания.
В течение 10 дней со дня окончания инвентаризации должна быть произведена корректировка в учётных документах. Несоблюдение этого условия чревато проблемами при проверке пробирной инспекцией.

Ломбард

Основные проблемы, с которыми сталкиваются ревизоры Государственных инспекций пробирного надзора в ломбардах:

– отсутствие необходимой клиенту информации (аналогично торговому предприятию);
– несоблюдение правил реализации (реализация изделий в ломбардах должна совершаться только посредством публичных торгов).

После истечения срока залога и льготного месяца, гарантированного законом залогодателю, ломбард должен получить исполнительную надпись на залоговом билете у нотариуса. Только после этого возможна реализация изделия. Первичная сумма реализации должна быть согласована с владельцем (до момента реализации изделие является личной соб­ственностью, и владелец в любой момент имеет право его выкупить).

Если после публичных торгов сумма реализации выше первичной, то разница (за вычетом всех удержаний, процентов, пени и т.д.) должна хранится в ломбарде в течение 3 лет в ожидании залогодателя (как правило, эта разница весьма небольшая).

Скупка изделий разрешена только при наличии регистрации именно на этот вид деятельности;

– наличие на прилавке изделий с фальшивыми клеймами; несоответствие фактической пробы металла и клейма. Чтобы оградить себя от подобных грубых нарушений, организация должна иметь экспертов, обладающих необходимой квалификацией в вопросах атрибуции и оценки изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Кроме того, руководство ломбарда должно обеспечить оценщика всем необходимым весовым, оптическим оборудованием и инструментом, а также химическими реактивами для определения наименования и пробы драгоценных металлов. Подробно с применением этих реактивов можно ознакомиться в «Методике для товароведов по скупке ценностей у населения по опробованию и оценке изделий, лома и сплавов из драгоценных металлов». Получить эти инструкции, а также сами реактивы можно, оформив заявку в Инспекции пробирного надзора.

По результатам проверки должностное лицо Пробирной инспекции оформляет соответствующий акт и (в случае обнаружения) протокол о недостатках в работе предприятия. В зависимости от видов нарушений на основании Кодекса об административных правонарушениях к предприятию могут быть применены штрафные санкции в размере от 2 до 300 МРОТ. Предприятие, в свою очередь, обязано предоставить в указанные сроки план устранения этих недостатков и отчёт о его выполнении, а также необходимую учётную документацию и заплатить штрафы.

По существующему законодательству Государственным инспекциям пробирного надзора вменено в обязанность в случае усмотрения в деятельности предприятия уголовнонаказуемых и других незаконных действий информировать об этом следственные органы и Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Итак, мы рассмотрели примерный порядок проверки Государственной инспекцией пробирного надзора на ювелирном производ­стве, торговом предприятии и в ломбарде. На каждом из этапов проверки возникает множество нюансов, способных повлечь за собой штрафные санкции. Журнальная статья не имеет возможности подробно остановиться на каждом из них. Поэтому Северо­Западная государственная инспекция пробирного надзора обращается ко всем представителям ювелирного сообщества: «Граждане! Читайте первоисточник – законодательные документы, и вы оградите себя от многих ошибок!»

Приводим список необходимых документов:

1. ФЗ РФ № 41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Принят ГД 4 марта 1998 г. Одобрен СФ 12 марта 1998 г.
2. Постановление Правительства РФ № 6 (Д) от 8 января 2003 г. «О порядке утверждения Правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».
3. Инструкция «О порядке учёта и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчётности при их производстве, использовании и обращении». Утверждена МФ РФ от 29.08.2001 № 68н.
4. Постановление Правительства РФ № 643 от 18.06.1999 «О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов».
5. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756.
6. Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.
7. «Изделия ювелирные из драгоценных металлов». Общие технические условия. ОСТ 117­3­002­95. 1998.
8. «Ювелирная и металлическая галантерея». Общие технические условия. ОСТ 117­3­003­95. 1998.
9. Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. № 569.
10. Приказ КТ РФ от 7 декабря 1994 г. № 99 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления комиссионных операций и ведения бухгалтерского учёта в комиссионной торговле непродовольственными товарами».
11. Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий. Утверждены Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 444.
12. Методика для товароведов по скупке ценностей у населения по опробованию и оценке изделий, лома и сплавов из драгоценных металлов. Утверждена МТ РСФСР 27 января 1991 г.
13. Приказ Правительства РФ № 10 от 3 февраля 2003 г. «Об утверждении Временных рекомендаций по отдельным положениям Правил внутреннего контроля, разработанных организациями, совершающими операции с денежными средствами и иным имуществом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

("Русский ювелир" № 6 2004 г.) http://www.russianjeweller.ru

Вернуться к началу страницы