Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

Франчайзинг – быстрое и эффективное начало бизнеса

В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время значительно возросла продажа товаров и услуг на условиях франшизы (льгот, привилегий). Указанную разновидность договорно-обязательственных отношений, именуемую также франчайзингом, рассматривают как наиболее прогрессивную систему организации бизнеса и этики деловых отношений.

Франчайзинг начал широко распространяться в 50-е годы, и к 1999 г. только в США эту форму льготного предпринимательства применяли свыше 600 тысяч предприятий. Доля продаж через системы франчайзинга составляет в США около 42 % от общего объема розничных продаж. Крупные франчайзеры имеют более 1000 предприятий – франчайзи каждый, обеспечивая широкое региональное распространение своих марочных товаров и услуг.

Франчайзинг в России появился и в ювелирной торговле. Участникам Зимней Сессии Ювелирного Бизнес-Форума «Jeweller Service» была предоставлена уникальная возможность оценить готовность своей компании к развитию по франчайзингу. Они узнали об истории франчайзинга, преимуществах и недостатках системы. Ведущие мастер-класса представили портрет современного российского франчайзера и франчайзи, рассказав об особенностях российского законодательства, этапах подготовки и наполнении франшизного пакета.

В рамках круглого стола «Партнерские отношения: выбор партнера и стратегии. Ключи к доверию»обсуждался вопрос о положении франчайзи в современной России.

Крайне важным является установление отношений постоянного характера между франчайзером и франчайзи, что обеспечивает последнему полную поддержку по самому широкому кругу вопросов, требующих квалифицированного решения.

Франчайзер организует обучение и контролирует работу франчайзи, который, являясь собственником своего предприятия и инвестируя средства на его создание и развитие, продает продукт или услуги в соответствии с правилами, установленными франчайзером и, как правило, оплачивает помощь франчайзера.

Суть франчайзинга кратко можно сформулировать так: в обмен на преимущества от партнерства с надежно и успешно работающей фирмой, имеющей известную торговую марку и свою методику ведения бизнеса, франчайзи делится с франчайзором частью своей прибыли и частью своей независимости.

Франшиза – договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение. По договору франшизы правообладатель (франчайзер) предоставляет пользователю (франчайзи) весь комплекс принадлежащих ему прав интеллектуальной собственности. Исключительные права одна сторона предоставляет другой на льготной основе. Наряду с передачей права на интеллектуальную собственность, франчайзер оказывает постоянную организационную, техническую, коммерческую помощь, “опекает” франчайзи в сфере предпринимательства и рыночных отношений.

Зависимость франчайзи от исключительных прав франчайзера и принятые им на себя по договору коммерческой концессии обязательства придерживаться в своей деятельности стандартов и качества не ниже франчайзера, позволяют последнему контролировать франчайзинговую сеть до такой степени, как если бы это была его собственная фирменная дистрибьюторская сеть. Франчайзи в неменьшей степени заинтересован в совместной деятельности. На отведенной ему территории он надежно защищен фирменным наименованием франчайзера, его торговой маркой, пользуется его технологическими разработками, коммерческими приемами и опытом.

Комплекс исключительных прав, предоставленных правооблателем пользователю, состоит из: права действовать под фирменным наименованием правообладателя, право на товарные знаки, знаки обслуживания, право на охраняемую коммерческую информацию (ноу-хау).

Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые пользователю по договору, включают обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности, таким как управление, создание бытовой сети, эксплуатация оборудования, ведение учета и отчетности, обслуживание клиентуры.

Основные типовые формы франчайзинга

1. Товарный франчайзинг – взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере торговли, при которых франшизодатель передает, а владелец франшизы получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции.

2. Производственный франчайзинг – отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство и сбыт под торговым знаком франшизодателя продукции с использованием поставляемого им сырья, материалов или технологий.

3. Деловой франчайзинг – взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием его технологий, ноу-хау, товарного знака и опыта предпринимательства.

4. Корпоративный франчайзинг – современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров.

5. Конверсионный франчайзинг – способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельно предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизодателя.

6. Районный франчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель получает право на освоение определенного района, т.е. создание франшизной системы и контроль над нею в соответствии с оговоренным количеством предприятий и графиком их открытия.

7. Субфранчайзинг – форма организации франшизного бизнеса, при которой получатель генеральной (мастер) франшизы осуществляет контроль над определенным районом в качестве субфраншизодателя с правом продажи субфраншиз компании-франчайзера.

Законодательная база франчайзинга основана на положениях главы 54 "Коммерческая концессия" Гражданского Кодекса РФ. В настоящее время ряд организационно-правовых вопросов применения франчайзинга разрабатывается в составе пакета документов по поддержке малого бизнеса.

Мировая практика доказала, что франчайзинг – один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм, уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех, а также наилучшая возможность организовать надежное собственное дело для начинающего предпринимателя.

В статье использованы материалы сайта: http://www.buyusa.gov/russia/ru/

Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru