Главная
О компании
Новости
Издательский дом
Учебный центр "Ювелир-профи"
Школа ювелирного дизайна

 
Фотоальбом
Ювелирный опыт
Библиотека
Ювелирный бизнес-форум
Партнеры

ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЕКТ МАЭСТРО ЛУКИ БАРТОЛЕСКИ

9-10 апреля 2013 года состоялся новые проект Школы итальянского дизайна: семинар по теме «Стили, мода и дизайн ювелирных украшений. Основные мировые тренды» и мастер-класс по теме: «Проектирование ювелирных украшений с бриллиантами и украшений доступной ценовой категории»

 
9апреля 2013 года
Программа семинара «Стили, мода и дизайн ювелирных украшений. Основные мировые тренды»

Часть 1.
 
-Знакомство и презентация маэстро Луки Бартолески (Luca Bartoleschi)- тридцать лет на ювелирном рынке.
-Основные направления и тенденции развития стилей, моды и дизайна ювелирных украшений. Основные тренды.
-Практика применения специальных технологий, использования различных материалов и современных способов обработки металлов; включение природных и искусственных камней.
-Особенности развития ювелирной моды и дизайна ювелирных украшений в Италии.

Часть 2 .
 
-Анализ тенденций развития моды украшений с бриллиантами высокой моды и украшений с бриллиантами доступной ценовой категории.
-Анализ тенденций развития моды экономичных украшений (уменьшение общего веса драгоценных металлов, уменьшение размеров украшений, использование природных и искусственных камней).


В итальянском проекте участвовало 32 человека из  13 городов России и ближнего зарубежья: Москва, Смоленск, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск, Таганрог, Кострома, Приволжск, Липецк, Ставрополь, Оренбург, Красное-на-Волге, Запорожье (Украина).  
Участники семинара и мастер-класса представляли такие ювелирные предприятия как ООО «Ювелирная группа «Смоленские бриллианты», ООО «Ювелирная мануфактура», ООО «Александрит», ООО «Адамас-Ювелирторг», ООО «Глиптика», «Золотой Век», ООО «Петрозолото», ООО «Ювелирная фабрика «Ремикс», ООО «Гиацинт», ООО «Торговый дом «Виктория», ООО «Костромская Ювелирная Фабрика «Алькор», ЗАО Приволжский Ювелирный завод «Красная Пресня», ЗАО «Торгово-Промышленная Компания Алмаз-Холдинг», Ювелирная компания «Золотой Талисман», ООО «МЮЗ ЭЛИТ», ООО ТД «Приволжский Ювелир», Ювелирный Альянс "Изумруд", ГБОУ СПО Колледж декоративно-прикладного искусства  № 36 имени Карла Фаберже, ООО «Аквамарин», ИП Кузнецов Михаил Николаевич, ИП Калашников Алексей Сергеевич, ИП Биндер Татьяна Николаевна.

Краткое резюме Луки Бартолески



Лука Бартолески является уроженцем Рима, где он родился в 1955 году и живет по настоящее время.
Маэстро получил художественное образование, что помогло ему в дальнейшем реализовать себя в области проектирования ювелирных украшений.
Свою карьеру начал в 1978 году в качестве дизайнера ювелирных украшений, разрабатывая и создавая украшения для частных студий и мастерских.
В течение многих лет совершенствовал свое мастерство в римских лабораториях по производству золотых украшений. Работал в контакте с крупными мастерами; освоил различ-ые технологии, как самые древние, так и самые современные.

В 1981 году начинается долгое и плодотворное сотрудничество Лука Бартолески с брендом BULGARI в качестве дизайнера и мастера по прототипированию. С 1995 по 2007 он является координатором, а затем и руководителем Дизайнерского Центра BULGARI.

Позже начинает работать самостоятельно и в сотрудничестве с фирмой Кименто Джойельери. Работает как консультант-стилист и ответственный за проектирование коллекций мужских и женских украшений, которые представляет на ювелирной выставке в Виченце.

В 2009 Бартолески создает собственную дизайн-студию по проектированию ювелирных украшений, часов, аксессуаров. Работает с фирмами и частными клиентами.
В настоящее время преподает на курсах дизайна ювелирных украшений и часов при Европейском Институте Дизайна в Риме.

Мнение эксперта. Трансформация ювелирных украшений - новая тенденция мировых процессов?

В апреле 2013 года  в Москве в рамках Школы ювелирного дизайна состоялся специальный проект итальянского маэстро Луки Бартолески. В рамках проекта прошли семинар «Стили, мода и дизайн ювелирных украшении: основные тренды» и мастер-класс «Проектирование ювелирных украшений с бриллиантами и украшений доступной ценовой категории».

32 специалиста из 13 городов России и ближнего зарубежья, причастных к проектированию и созданию ювелирных украшений, участвовали в проекте.
Итальянский маэстро дал  эксклюзивное  интервью  руководителю  Международного  Бизнес - центра «6 карат» Татьяне Шикалович. Предлагаем вашему вниманию полную версию состоявшейся беседы.

Лука Бартолески - итальянский дизайнер-ювелир, имеет двенадцатилетний опыт руководства Дизайн - центром компании Bulgari, владеет собственной ювелирной студией, преподаватель европейского Института дизайна в Риме.

Лука, расскажите о том, какие процессы, на Ваш взгляд, происходят на мировом ювелирном рынке?

Программа семинара и мастер- класса, с которой я впервые приезжал в Россию, основана на двух основных темах – проектирование коллекций ювелирных украшений высокого уровня и «экономичных» украшений.
Такой выбор не случаен. Он построен на многолетнем наблюдении за процессами, происходящими на ювелирном рынке. Понятно, что под воздействием финансового кризиса, он просто не мог не измениться. Общая ситуация неуверенности характерны практически для всех рынков. И это ведет к общему поиску новых решений для дальнейшего движения и развития, в том числе и на ювелирном рынке.
По моему мнению, в последние годы на ювелирном рынке произошло резкое разделение в секторе самых востребованных украшений.  С одной стороны – украшения высокого уровня, которые, благодаря узнаваемости бренда и мощным средствам коммуникации, противостоят сложившейся ситуации и продолжают хорошо продаваться.
С другой стороны  – «экономически доступные» украшения, которые в некоторых случаях достигают глобальных продаж, и причем в значительных количествах.
Во вторую группу украшений входят достаточно большее количество типов и разновидностей продукции. На мастер-классе мы отмечали их особенности и различия.
Особое место на рынке занимают украшения с бриллиантами. Эти изделия продолжают оставаться самыми востребованными и ценимыми потребителями ювелирных украшений. И потому мы много говорили о том, как используются бриллианты в дорогих украшениях, в изделиях с небольшим количеством бриллиантов, а также в украшениях  доступной ценовой категории.

Маэстро, на семинаре поднималась тема о тесном взаимодействии мира моды и мира ювелирных украшений? Как эти отношения сегодня влияют на ювелирный сектор?

На мой взгляд, до конца 80-х годов граница между миром моды и миром ювелирных украшений была очень четкая.
Начиная с 90-х  годов, происходит активное проникновение модных брендов в мир ювелирных украшений.
Это вторжение привело к неизбежным изменениям в известных ювелирных компаниях. Они, в свою очередь, вступили в отношения с миром моды и стали производить не только ювелирную  продукцию. Чаще всего это аксессуары из кожи, а также духи и очки.
Такое смешение жанров и игроков спровоцировало в свою очередь изменение восприятия украшения, отношения к нему. От ювелирного украшения, изготовленного с учетом сложившихся традиций и классических канонов, мы перешли к проектированию ювелирных украшений, к которым предъявляются другие требования, продиктованные модой и стилем жизни.
Стала забываться реальная ценность украшения. При этом все большее значение имеет стилистическая привязка, которая представляет человека, сообщает о его вкусах.
Этот механизм мира моды создал некоторую неразбериху в мире украшений. Действительно, становится все труднее понять границу – что является, а что не является ювелирным украшением.
Основное различие, конечно же, основано на использовании драгоценных материалов. И это остается несомненным для «высоких» украшений и явно «золотых» изделий.
Но типология украшений, все же,  претерпела глубокие изменения: сейчас возможны сочетания самых различных материалов по своей драгоценности и типу обработки.
Например, при создании высоких ювелирных украшений все чаще используют, наравне с драгоценными материалами, альтернативные материалы, которые придают изделию оригинальность.
В качестве примера можно привести недавнюю коллекцию украшений Louis Vuitton. Они выполнены из белого золота, с бриллиантами, с сапфирами… и с голубой по цвету керамикой. Еще несколько лет назад такой выбор был бы неприемлем. А сейчас, напротив, это производит впечатление.
Присутствие «логотипа» бренда на украшении – это тоже яркий пример произошедших изменений.
На семинаре помимо украшений высокого уровня мы рассматривали многочисленные изделия, где грань между украшением и украшением-аксессуаром все более и более размыта.
Несомненно, что многие модные бренды «отыгрываются», используя украшения  на презентациях коллекций с целью коммуникации. Неповторимость этих изделий, выполненных не из драгоценных материалов, заключается в том, что они представлены именно как коллекции ювелирных украшений. Это и есть  пример того факта, что границы понятия «ювелирное украшение» все более размыты.
Конечно, такая тенденция, когда происходит изменение восприятия украшения и когда в украшении появляются не всегда драгоценные элементы, очень интересна. Такое украшение, все же, остается украшением, оригинальным и с уникальными характеристиками.

В ходе проекта Вы предложили слушателям список брендов, на которые ориентируется ювелирный мир. В чем залог их столь долговременного успеха?

В последние годы авторитет известных брендов был основным элементом в утверждении и успехе украшений высокого уровня. Присутствие бренда не только на развитых рынках, но и на вторичных, как и в мире моды, дает широкие возможности распространения и усиления позиции бренда, его имиджа. Все это приносит хорошую прибыль.
Не подлежит сомнению и тот факт, что сейчас, благодаря своим огромным коммуникативным возможностям, бренды действительно стали еще в большей степени, чем в прошлом,  ориентиром в ювелирном секторе.
И для меня было важным в ходе проекта проанализировать вместе со слушателями,  как эти бренды в течение  многих лет смогли выстроить свою «историю»; создать свой неповторимый имидж, продукцию, которую всегда можно узнать. Важно как при этом действовал их специфический способ коммуникации.
Оригинальность и идентичность (неповторимость) – вот аспекты, которые важно отметить при разговоре о брендах. Эти две темы лежат в основе успеха бренда и должны определять деятельность любой фирмы.
Участники проекта подробно разбирались, в чем заключается оригинальность и идентичность, для того чтобы понять, как разрабатывается замысел и проектируется любое украшение, любая коллекция.

Вы долгое время возглавляли Дизайн-центр в известной компании Bulgari. Искали идеи, создавали известные узнаваемые украшения, влияли на ассортиментную политику популярной компании. В чем неповторимость и где черпают вдохновение специалисты Bulgari?

История Bulgari начинается в Греции, откуда и происходит семья, создавшая этот бренд. Затем она переезжает в Неаполь, а оттуда в Рим в конце ХIХ века. В 30 – 40-е годы компания Bulgari становится достаточно известной и начинает производить оригинальные украшения с использованием камней – «кабашонов». В 50-70-е годы бренд Bulgari завоевывает все большую известность благодаря развитию международного туризма в Италии, а также в связи с расцветом киноиндустрии в Риме. Там снимается множество фильмов, в основном исторические эпопеи. Многие международные кинозвезды живут в Риме, знакомятся с Bulgari и покупают много драгоценных украшений. В этот период стиль Bulgari  приобретает оригинальные характеристики.

Основные темы, откуда Булгари черпает вдохновение и сегодня:
- Первая тема привязана к украшениям Древнего Рима и Греции. Конечно, этот выбор продиктован страной происхождения семьи и страной, где семья живет.
- Вторая тема основана на влиянии индийской тематики, в основном это касается использования цветных драгоценных камней. Это влияние очевидно в использовании «кабашонов». В течение многих лет это было отличительным знаком стиля Булгари.
- Третья тема – архитектура. В основном это влияние архитектуры Итальянского Возрождения и рационализма 30-х годов.

Отталкиваясь от этих путеводных нитей всегда можно узнать стилистические выборы и предпочтения, которые определяли коллекции Bulgari последних десятилетий.

Маэстро, Вы сказали, что наряду с рынком высокой ювелирной моды, активно видоизменяется рынок украшений доступной ценовой категории. Что на Ваш взгляд происходит в этом секторе?

Рынок ювелирных украшений доступной ценовой категории очень интересен, так как он велик и разнообразен. В последние годы, в силу расширения рынков и финансовой неуверенности, во многих странах украшения «эконом – класса» стали стратегически важным продуктом для роста многих фирм. Это также облегчило распространение брендов по многим географическим регионам.
Сектор этих украшений включает в себя большое количество видов продукции и их довольно сложно классифицировать.
К этой категории, безусловно, принадлежат украшения «entry price» крупных ювелирных брендов. Они производятся в основном из золота с драгоценными и полудрагоценными камнями. Но их конструктивные  характеристики очень изменились. Они все больше проектируются и создаются производственным способом.
Дизайн этих украшений, это касается в основном известных брендов, ориентируется на простоту и легкость исполнения. Часто обработке подвергается поверхность изделия, чтобы придать украшению особый характер и создать впечатление «ручной» работы. Среди итальянских брендов, использующих поверхностную обработку как отличительный знак, следует отметить «Pomellato»  и «Marco Bicego».  
Другая категория, не менее важная, представлена серебряными украшениями. Тут часто применяются комбинации с некоторыми золотыми элементами и камнями.
Особо быстро развивающаяся категория – украшение-аксессуар. Среди этой категории можно увидеть огромное  количество изделий с различными характеристиками.
Интересно рассмотреть украшения из недрагоценных металлов и камней, но с дорогой обработкой поверхности. В этой области появилось много новинок,  где применяются самые современные технологии.

Какие интересные бренды, торговые марки можно отметить в ювелирном секторе «эконом-класса»?

Особым успехом последнее время пользуется бренд «Pandora». Он сумел создать солидный имидж в категории недорогих украшений, сочетая необычность коммуникации с очень невысокой ценой. Основная характеристика – «модульность» элементов. Это позволяет клиенту самому собирать свое «персональное» украшение.  
Персонализация (создание единственного и неповторимого изделия) в зависимости от вкуса и момента покупки – это основная  характеристика рассматриваемых украшений.
Очевидный факт – международный успех украшений «Swarovski». В них самым выигрышным образом используются его характерные «хрусталики». Эти украшения выглядят очень современно. При этом бренд искусно использует большое разнообразие цветов и обработки хрусталя и очень хорошо привязывает свои украшения к тенденциям моды.
Безусловно, анализ деятельности торговых марок в области ювелирного дизайна, применяющих столь интересные находки и фирменные «фишки», поможет участникам мастер- класса двигаться в нужном направлении.

Лука, Вы много говорили с участниками проекта о новых технологиях, которые способствуют развитию и продвижению новых интересных коллекций ювелирных украшений. О чем шла речь?

К своему приезду в Россию я подготовил большой иллюстративный материал, в котором представлен многочисленный ряд украшений доступной ценовой категории, выполненный с помощью новейших технологий.
Среди таких технологий можно назвать:
-3D-технологий, используемые на разных стадиях производства ювелирных изделий.
- Использование лазера для резки металла и других природных и искусственных материалов.
- Хромирование и гальваническая обработка ювелирных изделий.
- Использование искусственных камней или специального хрусталя
- Применение металлического напыления методом PVD. Использование золотого покрытия разных цветов.
-Использование инновационных технологий по спеканию металлических порошков методом 3D.
-Использование смолы с различными цветовыми и поверхностными эффектами.

Мы обменялись с участниками проекта - часть из этих технологий в России уже применяется. Некоторые же вызвали неподдельный интерес. И мы тут же во время мастер - класса с помощью интернета нашли ювелирные итальянские компании, которые используют интересные способы обработки металлов, придающих украшению необыкновенный, нестандартный  вид. Надеюсь, что такой опыт пригодится моим российским коллегам.

Участники проекта, обращаясь к Вашему многолетнему опыту в Bulgari,  часто в ходе проекта задавали вопросы по алгоритму создания коллекций ювелирных украшений. Существует ли такой алгоритм?

Четкого алгоритма создания коллекций, на мой взгляд, не существует. Это процесс, который трудно до конца унифицировать. Но мы, конечно, можем говорить о правилах, которые важно учитывать при разработке любой коллекции ювелирных украшений на предприятии.
Так на первом этапе важно разработать так называемое общее Задание по созданию конкретной коллекции. В разработке общего Задания обязательно участвуют руководители подразделений, маркетологи, специалисты отдела продаж, представители креативного отдела. А вот рекламный отдел, на мой взгляд, подключается после выпуска первых эскизов коллекции.
Общее Задание создается на базе коммерческих возможностей предприятия. При этом важно в самом начале четко определить и описать типологию и количество продукции, которая входит в коллекцию: кольца, серьги, колье и т.д.  Важно установить ценовую категорию выпускаемых украшений и обозначить четкие сроки выхода коллекции на рынок.
И одно из фундаментальных правил при создании коллекций: определить конкретные ожидания от их продажи. Только после этого рассматриваются материалы, технологические процессы, способы обработки украшений, входящих в коллекцию.
И,  как ни странно, эстетический аспект, общий дизайн коллекции вытекает из всех вышеперечисленных факторов после разработки основных пунктов общего Задания.

Маэстро, подведем итоги нашего разговора…

В общем, можно отметить, что мир ювелирных украшений претерпел серьезные изменения. Но главное - ему  удалось сохранить желание людей носить украшения, и при этом учитывать огромные социально-экономические изменения, которые произошли за последние годы.
У людей осталось желание сообщить посредством выбора украшения  о своей жизненной позиции и при этом выразить свою индивидуальность.
Это подтолкнуло производителей украшений к поиску изделий, которые могли бы передать оригинальность и неповторимость новыми способами, созвучными с постоянно меняющимися стремлениями и желаниями клиентов.
С этой точки зрения интересно наблюдать, как все чаще и чаще клиент может одновременно носить очень дорогое кольцо и бижутерию - брошь или колье.  
И, на мой взгляд, трансформация и эволюция значения и восприятия украшения должны  всегда учитываться при создании новой продукции. Искренне желаю этого российским ювелирам.

РЕПОРТАЖ С МЕСТА СОБЫТИЙ.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЫ ЮВЕЛИРНОГО ДИЗАЙНА  ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦА

Тимур Фахреев - главный дизайнер по трехмерному моделированию ООО «Ювелирная мануфактура» -«Ринго» (Екатеринбург):
«9 и 10 апреля 2013 года я посетил мастер-класс Луки Бартолески в Москве.
Мероприятие состояло из двух частей: теории и практики.
Сначала маэстро рассказал о своем опыте работы в Bulgari и о мировых тенденциях в ювелирной отрасли. На этом этапе, кроме художников и дизайнеров, слушателями были руководители фирм и сотрудники коммерческих подразделений, что должно в перспективе способствовать развитию взаимопонимания между коллегами на всех этапах производства.
Свой рассказ маэстро сопровождал показом своих работ, брендовых изделий фирмы и продукции конкурентов. Присутствующие получили список ведущих производителей и соответствующий сжатый, но содержательный визуальный ряд от авторитетного аналитика, что поможет им продолжить и углубить самостоятельный анализ тенденций и вдохновиться на создание собственных идей.
Маэстро охотно и откровенно, насколько это позволяла профессиональная этика, поведал об особенностях проектирования украшений, приоритетах ведущего производителя, месте и значении дизайна в европейской ювелирной отрасли. Судя по количеству вопросов к докладчику, наибольший интерес у слушателей вызывала связь между развитием спроса и принципами проектирования в условиях экономического кризиса.
Первая часть оказалась познавательной. Из нее стало ясно, что подход к проектированию изделий в Bulgari, действительно, в корне иной, как и спрос на европейском рынке.
Вторая часть семинара  была посвящена созданию концепта ювелирной коллекции. В качестве напутствия Бартолески напомнил о главном, чем должен руководствоваться дизайнер, начиная разработку идеи:  она должна иметь потенциал вырасти в ювелирную коллекцию, охватывающую оба ценовых сегмента, и обеспечить полноценную «гарнитурность» в каждом из них.
Кроме того, рисуя, нельзя забывать о тех, кто будет носить изделия. Персонально подходя к каждому дизайнеру, Лука спрашивал, корректно делал замечания, направлял, - в общем, вел себя, как рачительный шеф-дизайнер именитой компании.
Желающие могли продолжить общение с маэстро самостоятельно или с переводчиком в перерыве за чашкой кофе и в обед.
Мне как выпускнику свердловского "арха" все это напомнило семестровую клаузуру, только без шума, форсажа и переживаний по поводу оценок. Думаю, что и демонстрация своего творческого экспромта, состоявшаяся сразу после практической части - хорошее упражнение по развитию профессионального общения.
Хочется особо отметить внимание организаторов к тому, чтобы обеспечить полноценный диалог между участниками мастер-класса и докладчиком. Перевод в обе стороны был на высоте, что особенно важно, когда речь изобилует специфическими профессиональными терминами.
Кроме того, организаторы постарались побудить творческих людей к общению, которые, как известно, в большинстве своем сложно идут на контакт, особенно учитывая новизну такого формата, как мастер-класс, в российской дизайнерской среде.
Судя по некоторой скованности участников, большинство из них, как и я, присутствовали на подобной мероприятии впервые, что и подтвердилось во время беседы в перерыве. В связи с этим, можно пожелать владельцам отечественных производств чаще отправлять своих творцов на выставки, семинары и просто ознакомительные поездки.
Специально для тех, кто не любит писать конспекты и рисовать схемы, были предоставлены переведенные на русский язык копии лекции - в печатном и цифровом видах. Участники также получили необходимые блокноты, бумагу и инструменты для практической части, так что можно было ни о чем не беспокоиться и ехать налегке.
Очень удобным было и то, что мероприятие проходило в гостинице «Измайлово», поэтому гости города имели возможность не тратить время на передвижение и подольше поспать.
В целом, организация мероприятия была на высоте, а общение дружелюбным, отчего по завершении осталось приятное ощущение о проведенном времени.
Кроме того, на память о мастер-классе участники получили сертификаты с автографами Луки Бартолески, а сразу по возвращении домой - подробный фотоотчет по почте.
В завершение хотелось бы пожелать «шести каратам» дальнейших успехов в организации обучения, а участникам  – больше новых интересных встреч!»
Вернуться к началу страницы
Наш адрес: 115419, г. Москва, Рощинский 2-ой проезд, д.8
Бизнес центр «Серпуховской двор»
тел.: +7 (495) 744-34-64, 8-926-89-88-301, 8-903-751-58-58, e-mail: info@6carat.ru, 6carat@inbox.ru